Слова:

ИМЯ – этимологи разных стран соглашаются в том, что русское имя, греческое онома «имя», латинское nomen «имя», английское и немецкое name «имя» – это однокоренные слова, восходящие к сочетанию двух древних корней: *no- и *men. По-моему, основной корень слова ИМЯ *men или, в славянском написании, *мън (написание буквы «мыслете» с носовым «юс», читаемое как /мен/) – тот же, что и в словах УМЪ (след древнего носового звука остался в словах умный – умен), МНИТЬ, МНЕНИЕ, ПОМЯНУТЬ, МЫСЛЬ, а также в таких международных терминах, как менталитет, ментальность, мнемоника (технология запоминания), мания (одержимость навязчивой мыслью). К этому же корню восходит и греческое μνημοσύνη /мнемозине/ «память»; санскритское मन्यु /маньи/ «ум». Привести все множество слов, восходящих к корню *men в разных языках, в одной статье просто невозможно. Главное для нас – увидеть, что в слове ИМЯ основной корень содержит в себе первообраз корня *men: «УСТРЕМЛЕНИЕ ДУХА» (подробнее об этом см. в статье УМ). Все имена вещей изначально содержат в своей основе устремления духа, а раз содержат, то и направляют дух как произносящего, так и воспринимающего их человека. В этом сила и величие каждого ИМЕНИ: в нем есть ДУХ, который устанавливает отношение называющего человека к называемой им вещи: «Господь Бог создал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя (ὄνομα /онома/)ей.» (Бытие, 2: 19-20). Далее в Библии сообщается, что, назвав всех тварей земных их именами, Адам определил их дальнейшую судьбу по отношению к себе. Они стали не подобными и равными человеку помощниками, а подчиненными. Дав имена всем вещам, то есть наполнив души земнородных Божьих тварей своим духовным смыслом, человек по-прежнему остался одиноким на Земле. Тогда Бог разделил человека надвое, и только свою половину, плоть от плоти, Адам нарек равным себе именем «жена»: «И нарек человек имена (ὀνόματα /ономата/) всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Бытие, 2:21-22). Для чего Бог-Творец повелел Адаму назвать всю живую тварь своими человеческими именами? – Библия дает однозначный ответ: чтобы Адам не был одинок в возделывании сотворенного мира. 


17.04.2019 23:15/читать дальше...

ДИАВОЛ – слово происходит от двух древних корней: приставочный *dwís «между, сквозь (образ разделения целого надвое)» и *gʷelh- «поражать броском, толкать, вызывая падение». Приставочный корень*dwís породил такие слова, как древнегреческие διά «через, сквозь», δισα «дважды, вдвойне»; русское два; английское two «ту/ «два». В славянском язычестве Урала сохранилось поверье о живущих внутри гор «дивьих людях» с одним глазом, одной рукой и одной ногой. Чтобы сдвинуться с места они должны складываться вдвое. Согласно этому поверью, там, в горах слышен гул и чувствуется резкий запах газа из-под земли, «дивьи люди» куют себе из железа вторые половины тела. Образ разделения присутствует также в производном от корня *dwís санскритском слове द्वौ /dvau/ «оба, двое». «Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено (διεβλήθη /диэблиси/ - буквально: «сообщено с целью разделения, отлучения управляющего от хозяйства») было ему, что расточает (διασκορπίζων /диаскорписон/) имение его» (ОТ Луки, 16:1). Основной корень *gʷelh- /гвелх/ породил такие слова, как греческое βάλλω /балло/ или /валло/ «(я) бросаю (оружие)»; санскритское उद्गूर्ण /унд-гурна/ «поднимаю (копье) для броска». В сочетании, два корнесловных образа «разделение целого надвое» и «поражать броском, вызывая падение», порождают единое корнесловное представление о дьяволе: «проникающий внутрь, чтобы разделить целое на две части и вызвать падение разделенного». 


16.04.2019 08:30/читать дальше...

НАСТОЯЩЕЕ – действительное причастие, образованное от двух древних корней: приставочного *hes- «быть» и основного *steh- «стоять». В современной речи может применяться как имя существительное или прилагательное (явление субстантивации) . Наибольшую трудность для корнесловного осмысления представляет первая приставочная часть НА-. Этимологические словари русского языка не указывают на древний первообраз, скрытый в этом слове. Приходится довольствоваться предположением о том, что славянское слово НАСТОЯЩЕЕ – это «калька» с древнегреческого наречия όντως «действительно, верно по сути». Первая часть этого наречия восходит к действительному причастию ὤν «сущий». Древний корень этого слова ученые реконструируют как *hes- «быть». Кроме слова НА к этому корню восходит также санскритское सत्य /сатья/ «истинность, правдивость». Самое раннее известное упоминание о сатье встречается в Ведах, в частности, в Ригведе, где она трактуется как истинная неизменная суть всех вещей, в том числе, себя самого. Корнесловно слово НА связано с образом «неизменная истинная суть происходящего». В отличие от кажущегося внешнего порядка вещей, внутренняя суть каждой вещи невидима, поскольку она духовна. Если в слове НАСТОЯЩЕЕ подставить вместо приставки на- скрытый в ней корнесловный образ, получится «ЕСТЬ СТОЯЩЕЕ». Во всем, что течет и изменяется во внешней жизни, есть своя неизменная ось-основа: истинная духовная суть, которая исходит от Творца и Подателя жизни: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки (αἰῶνας /аиОНас/) Тот же» (К евреям, послание апостола Павла, 13:8). «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть (ὢν /он/) и был (ἦν /эн/) и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Апокалипсис, 1:4). 


14.04.2019 21:55/читать дальше...

БЕДА – от древнего (протоиндоевропейского) составного корня *bʰeydʰ- «льстить, принуждать лестью». В моем представлении, этот корень восходит к двум более древним первокорням: *bʰъ- «говорить», как в словах байка, баюн, баять и dʰъ- «дышать», как в словах дух, душа, дыхание. В сочетании этих корнесловных образов рождается единое представление о БЕДЕ как о результате психологического воздействия произносимыми на выдохе словами – льстивого убеждения: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие, 3:4-5). Ученые уверенно относят к единому с БЕДА корню *bʰeydʰ- санскритские слова बाधते /bā́dhate/ «принуждать силой», बाध /bādha/ «возражение, рана». К этому же корню возводят древнегреческий глагол ψεύδω /псевдо/ «лгать, получать выгоду путем обмана». «Мерзость пред Господом – уста лживые (в греческом тексте ψευδῆ /псевдэ/), а говорящие истину благоугодны Ему» (Книга притчей Соломоновых, 11:22). Есть и еще один родственный древнегреческий (эольский) глагол πείθω /пейдхо/, позднее /писо/ «я уверяю, убеждаю»: «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили (в славянском тексте наустиша «науськали», в греческом ἔπεισαν «убедили») народ просить Варавву, а Иисуса погубить» (От Матфея, 27:20-21).


03.04.2019 11:33/читать дальше...

СТРАХ – одно из тех слов, научная этимология которых, к сожалению, далека от истины. Признавая, что звук |х| в основном корне этого слова совершенно не вписывается в ряд родственных со страдать, стеречь, страсть, составители словарей все же упорно строят этимологию СТРАХА на предположениях о полном единстве корней страха то с осторожностью, то со строгостью, то со страстью. Все перечисленные состояния, конечно же, основаны на страхе и «ветвенно» родственны ему, но древние первокорни слова СТРАХ все же иные, пока еще не разъясненные в словарях. Поэтому все, что будет изложено ниже, является моей личной точкой зрения, не принятой в современной научной этимологии. Слово СТРАХ восходит к двум древним корням: приставочная часть с(ъ)- к  *tweh-/*tewh- «быть сильным, колеблющим», а основная *-трах – к  *tre- «трясти»/*tres- «дрожать». Оба древних корня известны и порознь описаны безотносительно к слову СТРАХ в научной этимологии как протоиндоевропейские. Единое представление о страхе, рождающееся в сочетании корнесловных образов «быть сильным, колеблющим» и «трясти, дрожать» можно описать как «трепет слабого перед сильным». От корня *tweh-/*tewh- происходят такие слова, как древнегреческие σάλος «колеблющий, волнующий, воздвигающий морские волны», θάλαττα / thálatta/ «море», σῶς /sôs/ «находящийся в безопасности, спокойный», σωτήρ /сотир/ «спаситель»; английское слово save «спасать». «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море (θαλάσσης /салассис/)восшумит и возмутится (σάλου); люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (σαλευθήσονται /салевсизонтэ/)и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (От Луки, 21:25-27). Приставочный корень, от которого в слове СТРАХ остался только звук /с/, указывает на незримое присутствие в состоянии объятого страхом человека не только его самого, но и той высшей силы, которая сотрясает его, вызывает в душе колебания и трепет. Предав себя Страху Божьему, человек трепещет и спасается Господом: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (σωθήσεται /сотизетэ/) , и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (От Иоанна, 10:9). Вероятно, этот же корень присутствует в одном из древнееврейских имен Бога צבאות /şəbā’ôt/ /Цеваот/, в современном произношении Саваоф «Господь Воинств». На иврите şābā означает «воинство»: «И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф  (Σαβαὼθ /Сабаот/) не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Апостола Павла послание Римлянам, 9:29). Второй, основной корень слова СТРАХ *tre-/*tres- «трясти, вызывать трепет» породил такие слова, как трепет, трепать, трясти. В санскрите от этого корня произошло слово त्रसति /трасати/ «бояться, трепетать». 


21.03.2019 20:08/читать дальше...

МИЛОВАТЬ – как и слово МИЛЫЙ происходит от двух древних корней: *mei- «связывать воедино, смешивать в однородную массу» + *loi/*lei «литье, то, что слилось воедино». Сочетание этих корнесловных первообразов порождает единое представление о помиловании как об исцелении путем помазания целебной мазью: «Угото́валъ еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́въ стужа́ющымъ мнѣ́: ума́стилъ еси́ еле́омъ главу́ мою́, и ча́ша твоя́ упоява́ющи (μεθύσκον /метускон/ «духовно насыщает, пьянит») мя́, я́ко держа́вна» (Псалтирь, псалом 22:5). Этимологически однокоренными с МИЛОВАТЬ в приведенном стихе псалма Давида являются, с одной стороны, слова умастил и μεθύσκω /метуско/, восходящие к древнему корню *mei- «связывать воедино, смешивать в однородную массу», и, с другой стороны, елей – слово, образованное от корня *loi/lei. Согласно толкованиям святых отцов, под умащением главы подразумевается таинственное помазание святым миром главы и всего существа человека. Ученые-этимологи выделяют среди древних корней слов мировых языков протоиндоевропейский корень *meth /метх/ «сердцевина», первая часть которого *me(i) содержит образ связи и понимается как предлог «вместе с». В древнегреческом μεθύσκον /метускон/ «духовно насыщает, пьянит» корень *meth явно присутствует и указывает на суть МИЛОВАНИЯ: благодать, изливаемая Господом на человека, должна проникать в самую сердцевину его – в сердце. Чаша благодати Божьей – Сердце Христа, Кровью Которого утоляется жажда только тех человеческих сердец, которые, очистившись, открываются для Господа и включаются вместе с Ним в единую кровеносную систему вселенского милосердия. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые (ἐλεήμονες /элеимонис/ - от того же корня *loi/*lei, что и МИЛОВАТЬ), ибо они помилованы (ἐλεηθήσονται /элеитисонтэ/) будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (От Матфея, 5:6-8). Первый корень слова МИЛОВАТЬ *mei- содержится в великом множестве слов мировых языков. 


06.03.2019 22:57/читать дальше...

ЭТНОС – от двух древних корней: *swé- «свой, обращенный к самому себе» +*dʰeh- «устраивать, утверждать, полагать». Сочетание двух корнесловных образов порождает единое представление об этносе как о сообществе «своих» людей, утверждающих в мире свой порядок. Этносами еще в древней Греции стали называть отдельные народы или сословия, отличающие себя от остального человечества как единого народа Божьего. В международную терминологию слово ЭТНОС с такими производными, как ЭТНИЧЕСКИЙ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ, ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ, пришло из древнегреческого языка как название народов, произошедших после потопа от сыновей Ноя и разделенных Богом в Вавилонском столпотворении. Разделившись между собой, народы-ЭТНОСЫ обратились к собственным мнениям и внутренним соглашениям – своим законам-конституциям, отличным от единого для всех людей Закона Божьего. В каждом этносе развился свой сначала устный, а затем и письменный язык-глосса (Греческое слово γλώσσα /глосса/ «язык народа», однокоренное со славянским ГЛАС и русским словом ГОЛОС). ЭТНОСы стали решать государственные вопросы и устраивать свою жизнь путем голосований, отличных от всеобщего послушания Гласу Божьему. «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам (γλώσσας /глоссас/ - тот же корень, что в русском слове ГОЛОС) их, в землях их, по народам (ἔθνεσιν /этнисин/ ) их. Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах (ἔθνη /этни/) их. От них распространились народы (ἐθνῶν /этнон/) на земле после потопа» (Бытие, 10:31-32). Древний греческий глагол первого лица ἔθω /éthō/, от которого образовано существительное ἔθνος /этнос/, по мнению современных ученых, изначально означал «я привык, привязался». Русская возвратная частица –ся, местоимения себя, свой, существительное свойство, наречие свойственно, глагол (у-, при-) –своить происходят от одного корня с ЭТНОС. 


04.03.2019 21:59/читать дальше...

ХУДОЖНИК – как и древнерусское слово «хѫдогъ» /хондог/ с носовым «ѫ», затем /худог/ - «искусный в рукоделии человек», происходит от двух древнейших корней: *ǵʰer- «иметь влечение к власти; желать завладеть» и *deḱ- «брать (в руки)». Единое праязыковое корнесловное представление о художнике: «тот, кто умеет изготовлять (руками) то, к чему стремится». В западнорусских диалектах сохранилось однокоренное слово хандога «опрятный, чистоплотный человек», а в перечне современных фамилий, восходящих к древним прозвищам, сохраняется однокоренная с ХУДОЖНИК фамилия Хандошкин – буквально «сын хандоги». Первый древний корень *ǵʰer- породил такие слова, как санскритское हस्ता /hastA/ «кисть руки; держать в руке»; латинское hīr /хир/ «рука»; английское hand /хэнд/ «рука, кисть руки»; древнегреческое χείρ /kʰeːr/ «рука, кисть руки». В более отдаленном «ветвенном» родстве с первой частью слова ХУДОЖНИК - «хѫ», по-моему, находится греческое имя Χάρις / kháris / «изящество, прелесть» (мифические Хариты – прислужницы Афродиты, дарующие вдохновение художникам). В Евангелии слово χείρ «рука» часто применяется в иносказательном смысле: «завладеть, взять власть над людьми»: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки (χειρός) Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки (χειρὸς) Отца Моего. Я и Отец – одно» (От Иоанна, 10:27-30). Второй древний корень *deḱ- «брать (в руки)» - тот же, что и в греческих словах δοκέω «принимать (точку зрения, суждение), мнить», δέχομαι /декхомэ/ «я принимаю», δόξα /докса/ — «мнение, представление (о ком-либо)», затем «хорошее мнение», затем «прославление, хвала, слава».


27.02.2019 23:23/читать дальше...

ДЕЙСТВИЕ – от древнего корня *dheh- «помещать, вкладывать» - это мнение, принятое в современном научном сообществе этимологов. По-моему, ближе к первообразу, скрытому в корне *dheh-, иное: «вдохновлять». Любое действие – это плод вдохновения, то есть влияния неделимого единого Духа Божия, проникающего внутрь материи и разделяющего ее на отдельные части - вещи: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил (в греческом тексте διεχώρισεν /диехоризен/ - восходит к тому же корню *dheh-) Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, 1: 1-3). Небо и земля, свет и тьма, день и ночь, вечер и утро, - все эти вещи сотворены Богом путем воздействия единосущного и нераздельного Духа Божия, разделяющего единую материальную субстанцию на две части. Латинское слово субстанция буквально называет ту бездну и воду, которая в начале творения была под Духом Божиим: суб- «под» + -станция «стоять, делаться твердым». Любое ДЕЙСТВИЕ в природе и в действительности имеет духовное начало и представляет собой разделение на «да» и «нет», производимое вдохновением. Слово ДА в русском языке родственно праиндоевропейскому *īḍḗ «повелевает, благоговеет, прославляет». В сочетаниях «Да будет свет!» и просто «Да!» присутствует одно и то же слово, называемое ныне то частицей, то словом-предложением. Любое согласие представляет собой особое ДЕЙСТВИЕ духа, которое изменяет действительность – делит ее иначе, чем было до произнесения слова «ДА!». Действительность остается единой и продолжает жить именно потому, что все многообразие ее вещей и действий находится в согласии с Богом в Его единосущном Духе и Слове, которым все мы вдохновляемся и воспитываемся - дышим. Согласно Книге Бытия, вторым после нисхождения Духа Божьего в воду и отделения света от тьмы ДЕЙСТВИЕМ было разделение воды силой Духа в Слове: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет (διαχωρίζον) она воду от воды. И стало так. 


20.02.2019 23:35/читать дальше...

ПОБЕДА – происходит от двух древних корней: приставочного *apo- /апо/ «в удалении от, после» и основного -*bʰeydʰ-. От основного корня ученые воссоздали праиндоевропейское слово *bʰéydʰeti /бхэудхети/ «вверять (ся), полагать(ся)». Приставочная часть слова ПОБЕДА содержит в себе образ послушания и последования. Корнесловно победителем является не лидер («ведущий, предводитель»), а последователь, потомок («ведомый руководителем, послушник»). В древнем тексте Евангелия греческий предлог и приставка ἀπο- /апо/ , и славянский предлог и приставка по- описывают последование. В славянском тексте Евангелия Христос призывает человека «Иди по Мне», то есть буквально «по Моим следам» - «последуй Мне». В современном русском переводе последование описывают иначе: «Иди за Мной», хотя «за» изначально означает противоположное: «отойди подальше». «Тогда глагола ему Иисус: иди за мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши» (От Матфея, 4:10). Образцом послушания и последования в Евангелии является сам Христос: «Я ничего не могу творить Сам от Себя (ἀπ᾿ ἐμαυτοῦ /апо эмафту/ «по-своему»). Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (От Иоанна, 5:30). К основному корню *bʰeydʰ- восходят такие русские слова, как беда, бедствие, бедный, бедовать, убеждать. убежище; древнегреческие πείθω /peíthō/ «убеждать, уговаривать» и πένης /pénēs/ «бедный, нищий». Этот корень, по-моему, составной. Он состоит из двух простых первокорней: *bʰ(e)- «брать и нести» и -dʰ(е) «дышать, дух». 


19.02.2019 21:57/читать дальше...
Страницы: 1 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]