Слова:

ДОМ

ДОМ – согласно данным современной этимологии,происходит от древнего корня *dem- «подчинять, создавать > строить». Этимологически однокоренными являются такие слова, как санскритское दम /dáma/ «строение, дом»; древнегреческие δόμος /dómos/ «дом», δέμω /démō/ «строить»; латинское domus /домус/ «дом, жилище». В латинском языке есть также однокоренное слово dominus /доминус/ «господин, хозяин, владелец дома». Современный глагол ДОМИНИРОВАТЬ, произошедший от ДОМ, означает «главенствовать, быть высшим в иерархии». По-моему, корень *dem- «подчинять, создавать > строить» является составным и происходит от сочетания двух древнейших первокорней: *deh- «малая часть» и *mey- «связывать воедино, подчинять одно другому». От корня*deh- «малая часть» происходит древнегреческий глагол δαίομαι /дэомэ/ «делить». От корня*mey- «связывать воедино, подчинять» происходит слово μόνος /монос/ «единый». Два образа порождают единое представление о доме, постройке, жилище: здание, построенное путем упорядочивания и соединения (связывания) разных строительных материалов и малых частей в большое единство. Если это предположение верно, то ДОМ корнесловно родствен таким словам, как δῆμος /демос/ «общество» и δημιουργός /демиург/ «гончар, ремесленник, творец». О слове ДЕМОС, однокоренном с ДОМ, следует особо заметить: в оригинальном тексте Евангелия этим словом называется не народ, как это написано в славянских переводах, а общество собравшихся вместе свободных людей. Народ состоит из разных родов предков и потомков, а общество – из граждан-современников. Народ как единый язык последовательно называется словом ЭТНОС, простой народ (простонародье) как слой общества – ОХЛОС. Демосом называют все собравшееся на площади или в зале собраний общество: и охломонов, и аристократов, и разночинцев. Таким образом, ДЕМОКРАТИЯ – это не власть народа-этноса, а власть собранного на выборы общества-демоса. ДЕМОС же, подобно ДОМУ, представляет собой доминирование высших кругов над низами и служит более интересам верхов, чем низов. 


15.10.2019 16:12/читать дальше...
ЖИВОЙ

ЖИВОЙ (ранее ЖИВЫЙ, то есть ЖИВУЩИЙ) – от двух древних корней: 1) *gweie- «набирать жизненные соки»>« становиться способным жить» - тот же, что и в русском слове ГОИТИ (по Далю «говеть, жить, здравствовать, заставить жить» и 2) *wer- «гореть на огне, варить(ся)» - тот же, что и в русском слове ВАРИТЬ(ся). К первому корню восходят однокоренные с ЖИВОЙ слова жир, живица (смола), жизнь, жито, жить, живот. Близкородственным является слово жидкость, происходящее от корня *gwei-dh «слизь, жир». Накопленный созревшим для жизни зародышем ЖИР – жидкость, содержащая в себе необходимую для жизни энергию, - в начале возгоревшейся жизни начинает согреваться и перевариваться, обращая энергию в силу жизненного роста и деятельности. Второй корень *wer- «гореть на огне, варить(ся)» породил такие слова, как латинское vivere «жить, быть живым», английское liver «печень» (первый корень здесь тот жи, что в липнуть, липкий, а второй – *wer-), санскритское व्रण /врана/ «варить, кипятить». Появившись на свет, живой организм начинает буквально кипеть жизнью: «жизнь кипит». Сочетание образов *gweie- «набирать жизненные соки» > « становиться способным жить» и *wer- «гореть на огне, варить(ся)» порождает единое представление о всем ЖИВОМ и ЖИВУЩЕМ: это организм, который, потребляя жидкую и твердую пищу и переваривая ее, обращает полученное питание в действия и поступки, а воспитание – в переживания, мысли и чувства. Жизнь живущего человека, с одной стороны, течет как жидкость и бывает подобна в своем течении воде в реке. Жидкая вода – это основа жизни. С другой стороны, быть ЖИВЫМ значит постоянно гореть плотью и душой, переваривая как материальную, так и духовную жидкую пищу (текущие мысли). Получается, что все живущее – это горение внутреннего огня в текущей жидкости. Временная жизнь приводит к выгоранию и распаду высохшего вещества в прах земной. Человек, живущий только как животное, но не горящий любовью Христовой, еще при жизни мертвой душой –внутренне холодным, равнодушным, но кипящим адским огнем порочных страстей. Вечная жизнь, исходящая от Слова Божия Иисуса Христа, напротив, согревает и просвещает безжизненный земной прах, воскрешая богоподобного человека как источник живой воды, в которой постоянно горит свет Истины: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (От Иоанна, 7:37-39). 


30.09.2019 08:41/читать дальше...
КОНТАКТ

КОНТАКТ – в современную международную терминологию это имя существительное пришло из латыни, где оно образовано от глагола contingō /континго/ «трогать, брать в руки, прикасаться со всех сторон». Оба слова происходят от двух древних корней: приставочного *ḱóm- «присоединение, совмещение» и основного *tehg->*tag- «трогать, прикасаться, брать в руки». Первый, приставочный древний корень – тот же, что и в древней славянской приставке *sъ(n) «соединение, совмещение», сохранившейся в таких современных словах как сунуть/совать/сую, снять/снимаю, сновать/сную, сон/спать. К этому же корню восходят русские предлоги и приставки с(о)- и к(о). В иностранных языках приставки, восходящие к этому корню и образу «соединение, совмещение», встречаются в таких словах, как конгресс, компания, компас, коммуна, конвенция, концерт, комикс, компьютер и еще очень многих. От этого же корня и корнесловного образа произошла приставка сим/син-: симфония, синхронный, симбиоз, синагога, синтаксис, синтетика, символ. Чередование звуков /н/ и /м/ в конце этого корня объясняется древней нозализацией, то есть изначальным носовым звуком «Юс», который произносился «в нос» и слышался то как /он/, то как /эм/. Образ соединения и совмещения, скрытый в корне приставки КОН-, в религиозном мировоззрении соответствует СОЧЕТАНИЮ: соединению невидимой духовной силы с душой и духом человека. «Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с (в древнегреческом тексте κατακυριεύσω /катакирьевсо/, где κατα- происходит от корня *ḱóm- «присоединение, совмещение») вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» (Книга пророка Иеремии, 3:14-15). В древнегреческом языке Евангелия часто встречается понятие синезии (συνέσει), переводимое на славянский язык как «разум, разумение, понимание». Приставка син-, однокоренная с КОН-, образно указывает на то, что любое разумение и понимание начинается с СОЧЕТАНИЯ духа и мыли человека с иными духовными силами. Чистый разум, разумное поведение и верное понимание, согласно Евангелию, даруются только сочетанием и единением человеческого духа с Богом: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму (в греческом тексте συνέσει /синесии/) и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли (συνῆκαν /синэкан/) сказанных Им слов» (Евангелие от Луки, 2:46 – 50). Пока человек жив, он постоянно сочетается в своем разуме с высшими, равными себе и низшими духовными силами; с чистыми и нечистыми источниками мыслей. К сожалению, присущая нам духовная слепота и неразборчивость в этих сочетаниях часто приводит к заражениям дурными мыслями и ложными понятиями. «С кем поведешься, от того и наберешься». 


23.09.2019 16:44/читать дальше...
МНЕНИЕ

МНЕНИЕ – основной древний корень этого слова воссоздан учеными-этимологами как *mъn-/*men- «устремлять свой дух, думать». Корнесловно МНЕНИЕ – это состояние внутреннего мира человека после того, как иная духовная сила влияет (буквально «вливает себя») сначала на его сердце, а затем и на ум. Пока след духовного влияния остается в глубине души, порожденное им МНЕНИЕ остается неизменным. «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть (в оригинале μεῖναι /минэ/ - того же корня *men- , что и МНЕНИЕ) у них; и Он пробыл (ἔμεινεν /иминэн/) там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (От Иоанна, 4:39-42). Этимологически однокоренными и близкородственными с МНЕНИЕ являются такие слова, как древнегреческие μένω /мено/ «я остаюсь», μένος /менос/ «замысел, желание, мыслимая цель», μνημοσύνη /мнемосинэ/ «помнить», μιμνήσκομαι /мимнескомэ/ «запомнить наизусть)»; русские ум, помнить, память, мина «выражение лица, остающееся после духовного воздействия»; английские memory /мемори/ «память»; mental /ментал/ «умственный», mind /майнд/ «ум, мнить»; санскритские मन /мана/ «мнение», मनस् /mánas/ «воображение, желание». Особое место среди этимологически родственных МНЕНИЮ слов занимают современные термины, произошедшие от древнегреческих слов μανία /мания/ «страсть; влечение» и μανιακός /маньяк/ «человек, одержимый страстью, влечением». Все виды болезненной мнительности, маний и маниакальных расстройств психики представляют собой чрезвычайно стойкие ложные МНЕНИЯ, которые этимологически восходят именно к глаголу μένω /мено/ «я остаюсь, пребываю».


23.09.2019 16:21/читать дальше...
НАДМЕННЫЙ

НАДМЕННЫЙ – страдательное причастие, образованное от грамматического корня -дъм- (того же, что в слове ДЫМ) присоединением приставки на- и суффикса -енн-. Слово ДЫМ, в свою очередь, восходит к тому же корню, что и глагол ДУТЬ, существительные ДУМА, ДУХ, ДЫШАТЬ. Этимологи воссоздали древний корень всех этих слов в виде *dheu- /дхеу/ «раздувать, распылять». То, что причастие является страдательным, означает, что надменные люди — это жертвы, пострадавшие от того, что их просто кто-то НАДУЛ, раздувая лестью и ложью их самосознание, самолюбие и самодовольство. Может ли сам человек надуть себя, то есть надуться? – Вполне, если он будет слишком много и высоко думать о себе, не тратя духовные силы на заботу о других. Основной древний корень этого слова *dheu- в разных языках породил такие слова, как латинское fumus «дым, туман, пар», древнегреческое θυμός /thumós/ или /фумос/, санскритское धूम /dhūmá/ или /дхума/, вышеупомянутое славянорусское дымъ, английское dust /даст/ «пыль». В близком корнесловном родстве с НАДМЕННЫЙ находятся такие слова, как фурия, фурор, английские fury /фьюри/ «ярость», fusion /фьюжн/ «смятение, смешение». Среди множества мифических древнеримских фурий (женских идолов мести) самой известной доныне является Мегера (в переводе с древнегреческого «завистливая»). Фурором сейчас называют шумный успех («произвести фурор в обществе»), но издревле это слово переводилось как «неистовство, буйство». «Весь он идет для грабежа; устремив лице свое вперед, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее. Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его» (Книга пророка Аввакума, 1:11). Отличительный внешний признак многих видов умопомрачения и психических заболеваний – это надменный внешний вид, сопровождаемый заносчивым поведением и высокомерием (к примеру, при маниакальном расстройстве, именуемом в народе манией величия). Чем именно, каким духом заполняется душа надменного человека? – Корнесловный ответ очевиден: отравленным дымом тяжелых дум, мрачных мыслей и туманных искаженных мнений, принимаемых за знание жизни. «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает (в оригинале φυσιοῖ /фюсиэ/ - того же корня, что и НАДМЕННЫЙ), а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 8:1). В Евангелии одним из ключевых образцов душевной чистоты и здоровья человека является противоположность НАДМЕНИЮ – духовная нищета, представляющая собой отсутствие самомнения, высокоумия, суетных мудрований, ярости, злопамятства и иных сомнительных духовных «богатств». 


23.09.2019 15:18/читать дальше...
НАДЕЖДА

НАДЕЖДА – происходит от двух древних корней: приставочного *neh- /нех/ «нас (есть) двое», того же, что и в древнегреческом личном местоимении νώ /но/ «нас двое; один есть в другом», и основного *dʰeh- «девать, положить» того же, что в слове ОДЕЖДА. В сочетании корнесловные образы «нас двое» и «девать, положить» порождают представление о НАДЕЖДЕ как о состоянии, в котором один человек внутренне полагается на другого, или на иную силу, которую он в себе ощущает. Надеющийся ищет поддержку: прочное основание, на которое он может ступить, то есть совершить поступок. «Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Книга Притчей Соломоновых, 28:25-26). «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Книга пророка Иеремии, 17:5). Первый древний корень *neh- является производным. Он восходит к древнейшему первокорню *hes- «бытие; то, что есть; истина, насущное». Корень *neh- породил такие, казалось бы, по-разному звучащие слова, как русские личные местоимения третьего лица он, она, они, них, ним, а также косвенные падежи местоимения «мы»: нас, нам. Наиболее созвучна этому корню древняя форма славянского указательного местоимения. От корня *neh- «нас есть двое: один в другом» произошли также древнегреческие слова ὢν /он/ «сущий» и онтология «учение о сущем». Если внутри, в сердцевине человека нет Бога, то он не имеет в себе ничего существенного и является внутренне опустошенным. Духов, отпавших от Бога и не имеющих Его внутри себя, издревле называют несущими. Все существенное, имеющее в себе суть, содержит в своей сердцевине Творца, одновременно пребывая в Нем. Люди, которые, имея пребывающего в сердце Бога, не надеятся на Него, духовно слепы и не верны. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий (в оригинале ὁ ὢν) в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна, 1:18). «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать (в греческом переводе более точно: εἰδέναι /эйдинэ/ «ведать, увидеть внутренним духовным взором») Сущего (τὸν ὄντα /тон онта/) и, взирая на дела, не познали Виновника» (Книга Премудрости Соломона, 13:1). Непосредственно От корня *neh- «нас есть двое» или «один есть в другом» произошли такие русские предлоги, как над, на и приставка наи-; английские предлоги on /он/ «на» и in /ин/ «в»; санскритское слово अनीक /аника/ «двое, группа»; древнегреческий предлог ἐν /ин/ «в, на» и термин ἐνεστῶτα /инэстота/ «настоящее». Настоящий человек богоподобен. 


11.09.2019 23:54/читать дальше...
ГНЕВ

ГНЕВ – происходит от древнего корня *ǵneh-, того же, что в русских огонь, гнить; древнегреческого χνίει /хниэй/ «распадаться на частицы, разлагаться». Гнев горит подобно огню, превращая вещи в прах и неся разрушение. «И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем» (Исход, 4:14). «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» (Второзаконие, 11:16-17). Гнездом, в котором зарождается и из которого исходит человеческий гнев, согласно Священному писанию, является сердце. Неслучайно в русском языке имя существительное ГНЕВ тесно связано с глаголом «сердиться» и словосочетанием «быть в сердцах», то есть с представлением о раздражении сердца. «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Экклезиаст, 7:9). В греческом тексте Священного писания славянорусскому ГНЕВ соответствуют два разнокоренных слова: 1) θυμὸς /фумос/ того же корня, что и русское ДЫМ, 2) ὀργῆ /орги/, однокоренное с древнегречески же ἔργον /эргон/ «деяние, действие» и с русским ВЕРГНУТЬ. «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откровение Иоанна Богослова, 20:9-10).  


04.09.2019 10:51/читать дальше...
ЭТИМОЛОГИЯ

ЭТИМОЛОГИЯ – слово, состоящее из двух частей: 1) древнегреческое ἔτῠμος /этимос/ «верный, правдивый»; 2) древнегреческое λογος /логос/ «то, что сказано: слово, глагол». Первая часть ЭТИМО- восходит к двум древним праязыковым корням: *hes- «быть, оставаться» и *sem- «вместе, едино». Первый корень *hes- «быть» тот же, что и в славянских есмь «я есть», сѫтъ /суть/ «они есть», истый «настоящий»; в современных русских есть (настоящее время глагола «быть»), истина, суть; в санскритском सत्य /сатья/ «правдивость (отказ лжесвидетельствовать)»; в древнегреческих ἐτεός /этеос/ «истый, настоящий, верный», εἰμῐ́ /эйми/ «сущий», ἐμῷ /имо/ «мой». «Иисус сказал ему: Я есмь (в греческом оригинале εἰμῐ́ /эйми/ «сущий» - от корня *hes-) путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (От Иоанна, 14:6-7). Второй корень части ЭТИМО- *sem- «вместе, едино» присутствует в таких словах, как русские сам, самый; санскритское सम /сама/ «такой же, подходящий»; английское same /сэйм/ «такой же»; древнегреческое εἷς /хейс/ «единый». «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною (в греческом тексте εἷς /хейс/) плотью» (От Матфея, 19:5). В сочетание первообразы *hes- «быть» и *sem- «вместе, едино» порождают единое представление об ЭТИМО-: «единственно верный, истинный». Вторая часть этого термина –λογος /ЛОГОС/ восходит к древнему корню *leǵ- «собирать, складывать> слагать> говорить», тому же, что и в греческом глаголе λέγω /лего/ «я собираю, устраиваю> говорю»; в латинском lex /лекс/ «закон»; в международных терминах логика, лексикон, лекция, лектор, коллегия. «В нача́лѣ бѣ́ («стало быть») сло́во, и сло́во бѣ́ («стало быть») к Бо́гу {у Бо́га}, и Бо́гъ бѣ́ («стал быть») сло́во (ЛОГОС)» (От Иоанна, 1:1). В греческом оригинале это начало Евангелия от Иоанна выглядит так: «ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἦν προς τὸν θεόν καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος». Главное действие, производимое логосом-словом – это созидание духовного и материального мира в том порядке, который предопределен Богом, то есть, по-гречески λέγω /лего/ «я собираю, устраиваю» > «говорю». «Лего» - это созидательное действие Логоса, которое собирает воедино и восстанавливает разрушенный грехопадением мир. «Сказать» (по-гречески εἶπεν /эйпин/) – корнесловно значит почти то же самое, что «показать», «указать», «наказать», «приказать», «рассказать», то есть передать, сообщить что-либо другому человеку.


19.08.2019 11:53/читать дальше...
ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ – российские этимологи дружно утверждают, что это слово «является калькой с греческого exomologesis «покаяние, признание»). Действительно, слово ИСПОВЕДЬ – это славянорусский перевод греческого слова ἐξομολογοῦμαί /экзомологумэ/ «исповедую», а производное от него ИСПОВЕДНИК является традиционным переводом греческого ὁμολογητής /омологитис/. К примеру, почитаемый во вселенской православной церкви святой Максим Исповедник на родине в Греции носит имя Μάξιμος ὁ Ὁμολογητής /Максимос о Омологетис/ (580 -660). Можно ли закрывать глаза на то, что русские приставки из(ис)- и по- в корне отличны от греческих приставок ἐξ/экс/- «изнутри наружу» и ομο /омо/- «тот же самый»? Верно ли не обращать внимание на то, что русские слова ведение и вещание происходят от совсем не тех древних корней, что греческий логисис? - Такая духовная слепота, с одной стороны, объясняется отрывом современного мировоззрения от древних корней слов, называющих все вещи этого мира. Даже ученые греки, не говоря уже о простых носителях греческого и русского языков не видят, точнее, не обращают внимание на корнесловную связь между эксомологией-исповеданием и этимологией-восприятием истинного древнего смысла слов. Благополучное прохождение Таинства исповеди и, тем более, христианский подвиг исповедничества для многих христиан является самым трудным поприщем. Чтобы облегчить этот труд, всмотримся в древние корни сначала ИСПОВЕДИ, а затем и ЭКСОМОЛОГИИ. Ведь участие в таинстве исповеди искреннее осмысленное исповедание православного Символа веры – это заповеданный Христом путь очищения и спасения души погибающего грешного человека. Слово ИСПОВЕДЬ образовано путем сочетания трех частей: приставок из(ис)- и по- с основой ведь/весть/ведать/вещать. Каждая из этих частей имеет свои древние корни. Первая приставка ИЗ-, по данным ученых, происходит от древнего славянского корня *jьz. Славянский корень является составным и, по-моему, восходит к двум древнейшим первокорням *jь «и» (местоимение третьего лица единственного числа, современное «его») и *zъ «за», «по ту сторону, не здесь». Первый древний корень приставки ИЗ- *jь в древности проявлялся в местоимении третьего лица единственного лица И «его»: «Я́ко на мя́ уповá (надеется), и избáвлю и́ (его): покры́ю и́ (его), я́ко познá и́мя моé» (Псалом Давида 90:14). Первый корнесловный образ И «его» в слове ИСПОВЕДЬ указывает на суждение исповедующегося человека о себе как о третьем лице. Вспоминая свои поступки, исповедующийся судит о них не с точки зрения своего «Я» («Я не виноват, это они все виноваты!»), и не с точки зрения священника «Ты, Вы» (Что вы на это скажете?»), а по-Божески, с точки зрения Духа Истины: «Он» («Бог осуждает безобразный поступок этого человека»). Такое отвержение «Я» и ведение своих грехов с точки зрения Бога возможно только путем выхода из себя и перехода в состояние «не от мира сего». Эта «неотмирность» исповедника прообразуется вторым древнем корнем приставки из(ис)- славянским *zъ «за», который восходит к древнейшему первокорню *g’ho- /г'хо/ «из-за». В балтийских языках и говорах сохранился предлог, восходящий к этому первокорню: az, aiz «через». От этого же корня произшел и древнегреческий предлог ἐξ /экс/ «из», который присутствует в греческом аналоге слова ИСПОВЕДЬ ἐξομολογοῦμαί /экзомологумэ/ «исповедую». «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя (ἐξομολογούμενοι /эксомологумени/) грехи свои» (От Матфея, 3:5-6). На переход в состояние возвращения не только к своему прошлому, но, прежде всего, от мирщины к Богу, указывает корнесловный образ, скрытый во второй приставке слова ИСПОВЕДЬ: ПО-, той же, что и в слове ПОКАЯНИЕ. Эта приставка происходит от древнего корня *apa- /апа/ («от», «обратно»). Корнесловный образ здесь указывает на обратное направление течения духовной силы (не от молящегося к Богу, а от Бога к сердцу молящегося). Проникая в сердце и сознание исповедника, эта сила Духа Истины вызывает экстатическое состояние «не от мира сего» и делает неведомое (невидимое и незнакомое) ведомым (умозримым и узнаваемым). 


16.08.2019 13:33/читать дальше...
ПРОГРАММА

ПРОГРАММА - от двух древних корней:*pr̥h-/*preh- «начальный, первичный» и *gerbʰ «вырезать, проникать внутрь резанием». В сочетании два прообраза порождают корнесловное представление о ПРОГРАММЕ как о предшествующем развитию живого организма жребии – о посеянном в распаханную почву зерне, из сердцевины которого направляется развитие и рост будущего растения. Первый корень *pr̥h-/*preh- «начальный, первичный» действительно первичен для мировых языков и поэтому чрезвычайно мощен и плодоносен. В русском языке к нему непосредственно происходят такие слова, как первый, прах/порох, перст; приставки про- (как в пророк, проникать), пра- (как в пращур, праотец), пре- (как в преображение, преодоление), пере- (как в переход). В древнегреческом языке от этого корня произошли такие слова, как πρό /про/ «ранее, в начале», πρῶτος /протос/ «первый, начальный», Πρωτεύς /Протей/ «морское божество, прорицатель». О Протее следует сказать особо. Этот мифический отпрыск Посейдона особо ценился среди античных героев, поскольку обладал способностью преображаться в любые формы жизни, включая воду и огонь. Преобразившись, он мог проникать в иные миры и времена. Эта способность позволяла ему быть величайшим прорицателем, знающим все тайны. Образ Протея олицетворяет корнесловную суть приставки ПРО- в слове ПРОГРАММА. Зарождение и развитие жизни начинается с «про»: проникновения внутрь природных вод животворящего Духа. Особого внимания при осмыслении приставки ПРО- в слове ПРОГРАММА заслуживает древняя мифология Индии. В санскрите среди множества слов, восходящих к корню *pr̥h-/*preh- «начальный, первичный», есть два имени мифических существ: Пуруша पुरुष /puruṣa/ «человек, мужчина, дух» и его женская ипостась Пракрити प्रकृति /prakṛti/ «природа, материя». Этимологи возводят оба этих слова к единому первокорню *pr̥h-, ссылаясь на имя прилагательное पूर्व /pūrva/ - то же, что и русское ПЕРВЫЙ. Согласно мифу о Пуруше, из частей духовного тела которого произошли все формы жизни, этот неподвижный дух, мужское «чистое проникающее созерцание», имел одну слабость. Он был склонен, созерцая, ошибочно отождествлять себя с возлюбленной им Пракрити – подвижным изменчивым женским началом материальной жизни – с природой. Иными словами, санскритский ведический миф указывает на двойственность корня *pr̥h-/*preh-, в котором есть образы мужского созерцающего познающего и женского созерцаемого и познаваемого начала. Если во взаимодействии мужского и женского первоначал по вине мужского начала (ошибочно созерцающего Пуруши) происходит путаница, ПРОГРАММА дает сбой и приводит к разрушению жизни. О том же сбое во вселенской программе земной жизни человечества повествует и Библия: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Бытие,3:6-12).


11.08.2019 22:53/читать дальше...
Страницы: 1 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]