Слова:

ТЕОРИЯ – восходит к двум древним корням: *dhe(u)- «духовно воздействовать, вдохновлять» и *wer- «воспринимать органами чувств, созерцать». К корню *dhe(u)- восходят такие русские слова как дух, дышать, дым, думать, душа. Особое место в русском лексиконе занимает однокоренной глагол дохнуть с различными приставками. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул (в греческом переводе ἐνεφύσησεν /энефюзисен/ - от Φυσώ /фузо/ «дуть») в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7). Второй корень *wer-  тот же, что в слове театр «место для восприятия зрелищ». К этому корню восходит древнегреческое слово ὁράω, до сих пор произносимое как /horáō/ с начальным придыханием. Однокоренным также является слово оракул «провидец». «Бога не видел (в греческом оригинале ἑώρακεν /эоракен/ никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна, 1:18). Сочетание корнесловных образов вдохновения (*dhe(u)- часть «те») и восприятия вдохновляемого ведения (*wer- часть «ор») порождает представление о теории как о вдохновенном ведении и созерцании. Теория, вдохновленная свыше Духом истины, позволяет верно созерцать и понимать сокровенный порядок вещей. Она открывает глаза и делает человека прозорливым, просвещая его в истинном смысле этого слова. 


22.11.2018 23:46/читать дальше...

ТЕАТР – согласно предположениям ряда ученых-этимологов, восходит к древнему корню *we(r)- «воспринимать органами чувств, созерцать», дополняемому суффиксом -tron «обозначение места». Единое корнесловное представление: «место для восприятия зрелищ всеми органами чувств». В древнегреческом языке исходный согласный звук [w] преобразовался в [th], а на славянской почве – в [t]. В древнегреческом языке есть однокоренное слова θέα /теа/ «внешний вид; сиденье в театре», θεᾱτός /театос/ «доступный узрению, видимый» и θεᾱτής /театис/ «зритель, слушатель, созерцатель». Театисами называли не только зрителей в театре, но и созерцателей, наблюдавших за публичными диспутами философов. Этимологически родственными являются слова теория и, вероятно, история. В тексте Священного писания театр и другие родственные слова переводятся на славянорусский язык словами зрелище, позор или позорище в смысле «выставленное на вид, доступное каждому взору и обзору (обозрению)». Уже в первом веке нашей эры слово театр-позорище воспринималось как нечто «выставленное на посмешище и поругание»: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем (в греч. оригинале θέατρον /театрон/) для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе (ἔνδοξοι /эндокси/), а мы в бесчестии» (Апостола Павла, первое послание Коринфянам, 4: 8-10).


21.11.2018 23:11/читать дальше...

ИСТОРИЯ – от основного древнего корня *weid- «ведать, видеть». Во второй части этого слова есть еще и дополнительный (суффиксальный) корень, вероятно, *wer- «воспринимать органами чувств, созерцать» - тот же, что в греческих словах теория, театр. Ученые-этимологи признают и описывают в этом слове только первый корень *weid-, от которого произошли такие слова как русские видеть, ведать, вещий, свидетель, сведения; в древнегреческом εἴδω /eídō/ «ведать, знать», ἱστορέω /historéō/ «спрашавть, дознаваться», ἱστορία /historja/ «обучение или узнавание путем допроса»; в английском – history, во французком – estoire; в санскрите – वेत्तृ /vettr/ «тот, кто узнает на своем опыте и свидетельствует; молодожен», वेत्तृत्व /vettRtva/ «знание». Поскольку в латыни и в европейских языках термин ИСТОРИЯ заимствован из древнегреческого, сложные древнейшие звуковые чередования и упрощения по линиям *whei(d)- **hei(d)- ***hei(s)- ****hi(s)- и *whei(d)- **wei(d)- ***wi(t)- существенно отдалили представление об истории-history от представлений об истории-свидетельстве-witness и об истории-сообразности-wit. В русском языке такие слова, как ведать, свидетель, невеста, отведать («попробовать на вкус») сохраняют тот же корнесловный образ, что и в санскритском वेत्तृ / vettr/ «тот, кто узнает на своем опыте и свидетельствует; молодожен». Термин история, заимствованный в недавнем прошлом из западноевропейских языков, уже не представляется и не сообразуется с ведением, то есть воспринимается в отрыве от своих корней. Между тем, именно ведение исторических событий открывает духовно слепым людям глаза на присутствие в жизни Воли Божьей и на роковые последствия пренебрежения Ею. Причиной того, что многие ученые историки, политики и учащиеся все же закрывают глаза на многие неопровержимые факты и свидетельства о Боге как субъекте истории, согласно Евангелию, является чрезмерная любовь к славе человеческой – ученым степеням, званиям и высоким оценкам. Эта любовь к мирщине бывает настолько велика, что превышает любовь к Богу. 


20.11.2018 22:05/читать дальше...

ДОЛГ – в науке считается словом с неясной этимологией, хотя некоторые ученые пишут о родстве с долгий, длить, даль. По-моему, ДОЛГ восходит к двум древнейшим праязыковым корням: *da- «дать» и *leg- «собирать». Сочетание корнесловных образов порождает единое представление о долге как о том, что сначала дают, отделяя от себя, а затем собирают, то есть берут себе обратно. Взяв в долг, должник связывает свою волю с волей дарителя; обязывает себя, теряя полноту свободы. Первый корень *da- «дать» - тот же, что и в русских словах дарить, давать; в латинском donor «донор»; в санскритских दत्ते /datte/ «давать», दाय /dAya/ «наследство, доля»; в древнегреческом δάνειον «долг, заем, ссуда»: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами (в греческом оригинале δούλων /дулон/ - того же корня, что и ДОЛГ. Раб, в представлениях древних греков, это тот, кто должен) своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем воздать (ἀποδοῦναι /аподунэ/ «воздать», то есть вернуть долг), то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и воздать (ἀποδοθῆναι /аподотинэ/) тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу (ἀποδώσω /аподосо/ «воздам». 


16.11.2018 10:41/читать дальше...

БЕЛЫЙ – по мнению многих этимологов происходит от древнего корня *bha «светить, блестеть», того же, что и в санскритских словах भाति /bhati/ «светит, сияет», भुज्यु /bhujyu/ «пламя»; в древнегреческом φαίνω /phaínō/ «блестеть, сиять», φῶς /фос/ «свет»; в русских береза, блеск, бледный; в английских birch /берч/ «береза», black /блэк/ «черный». Такие термины, как фотография, фосфор также восходят к корню *bha «светить, блестеть» и являются родственными слову белый. По-моему, в этом корне кроется образ горения огня, от которого и исходят блеск, сияние, свет. Нет света без огня. Корнесловно белый представляет собой «горящий и излучающий свет». «И свет (φῶς /фос/) во тьме светит (φαίνει /файни/, тот же корень, что и в «белый»), и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5). Такие устойчивые словосочетания, как белый свет, раскалить добела, довести до белого каления, подтверждают родство народных представлений о белизне, свете и горении. Если белизна подобна огню и свету, то, как и огонь, она бывает двух родов: внутренняя чистая небесная белизна представляет собой горение любви, а внешняя смертная бледность представляет собой гниение и погружение во тьму, вызванное нечистой силой злобы и ненависти: «Светильник для тела есть око. 


05.11.2018 18:50/читать дальше...

ДЕРЕВО – происходит от первокорня *deru-/*dreu- «быть крепким, цельным, устойчивым». Во множестве современных языков образ дерева-древа связан с религиозными представлениями о происхождении жизни и устройстве мироздания. Однокоренное слово древний корнесловно означает не просто «старый», а именно «устойчивый во времени, не поддающийся разрушению». Сила и жизнеспособность любого языка, народа, человека зависит от степени его древности – наследуемого потомками от предков свойства «быть крепким, цельным, устойчивым» под воздействием современных иноязычных заимствований, инородных модных образцов и стилей жизни. Разумеется, речь идет не об изменчивом внешнем облике дерева, а о его сердцевине. Сердцевина – основа крепости дерева, с одной стороны, зависит от глубины корней, соединяющих ствол с силами Земли. С другой стороны, жизнь дерева зависит от высоты его кроны, соединяющей сердцевину и земные корни с главным источником света и тепла: силами Неба. В русском языке однокоренное с дерево и дор слово дородный, буквально «подобный дереву», означает «рослый, могучий, полный». Этимологически родственным дереву согласно этимологическим словарям является также слово здоровый, образованное от общеславянского существительного dorvъ «дерево» путем присоединения приставки съ- «сочетаться воедино» (изначально было *съдоровый). У славян здоровыми считали тех людей, которые сохраняли прочную связь со своим родословным древом жизни, образом которого служил крепкий дуб черешчатый, живущий в среднем 400-450 лет. 


31.10.2018 08:33/читать дальше...

ПОЛЬЗА – от древнего корня*legwh- «нетяжелый, имеющий малый вес», того же, что в санскритском लघुक /лагхука/ «легковесный, неважный». В русском языке однокоренными являются вольготный, льгота, (не)льзя, легкий. Созвучие слова легкий с лгать и, далее, ложь, наводит на мысль о корнесловном родстве пользы и лжи. Для пользы дела и облегчения положения люди часто лгут не только друг другу, но и самим себе. Тем не менее, ученые-этимологи не признают такого родства, относя глаголы лгать и лежать к древнему корню *legh- «класть, сваливать», отличному от *legwh-. Все же, полезные приспособления, которые изобретаются для облегчения жизни, часто поощряют физическую и душевную лень, родственную глаголам лежать и лгать. Приставочная часть этого слова по- восходит к древнему корню *(а)pо- «кладу, возвращаю обратно», тому же, что в санскритском परतस् /паратас/ «после, за», и в древнегреческом многозначном предлоге απο «от, из, обратно». По-моему, древнейший первообраз, скрытый в этом корне, представляет собой возвращение взятого: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься (ἀποστρέψαι /апострепсэ/ «пойдешь обратно») в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (ἀπελεύσῃ /апилевси/ «снова ляжешь, вернешься») (Книга Бытия, 3:19).


18.10.2018 23:07/читать дальше...

МЕНЯТЬ – от древнего первокорня *me- «оценивать, определять ценность». В древних славянских текстах Священного писания глагол «менять» устойчиво применялся вместо μεταβάλλειν /мета баллейн/ «перебрасывать с места на место» - современный термин метаболизм «обмен веществ». Однокоренным словом с менять называется также английская meal «еда», неумеренное потребление которой неизбежно приводит к нарушениям в обмене веществ. Любая мена – это перенос определенной меры (инструмента для измерений) с одного места или предмета на другой. Отметим, что слова предмет, измерение, метафора, метр, место тоже восходят к корню *me- «оценивать, определять ценность» и являются родственными глаголу менять. По сути, весь меняющийся мир (космос) – это основанный на единой высшей и неизменной мере метаболизм: обмен веществ в соответствии с установленными им при их сотворении мерами. Применяя свои, отличные от Божьего Промысла, оценки и определения, человек вступает в противоречие с Волей и Законом Божьим. Замена установленной Богом ценности вещи и ее определения свои собственные оценки превращает человека в богоборца. Своевольный оценщик и толкователь буквально становится изменником


17.10.2018 07:11/читать дальше...

КАТАРСИС –древнегреческое сложное слово κάθαρσις /катарсис/ «очищение», которое имеет две части: приставка κατα- «противодействие, противоречие» и основа –αρσις «поднятие, подъем вверх». Корнесловно, катарсис представляет собой «подъем вверх после преодоления противодействия». По мнению Аристотеля и других античных философов, очищение души (κάθαρσις τῆς ψυχῆς /катарсис тис психис/) начинается с очищения от страстей или очищения страстей – κάθαρσις τῶν παθημάτων /катарсис тон патматон/. Страсти-патматон в первой части пат(о)- имеют тот же корень, что и патологии – пороки, порождающие ложные страхи-фобии и притупляющие в душе Страх Божий. Спор философов о том, как именно переводить κάθαρσις τῶν παθημάτων: «очищение от страстей (страданий)», или «очищение страстей», вряд ли уместен. Имеется ввиду и то, и другое: преодолев противодействие порочных страстей, душа отделяется от них на пути к Богу и, очищаясь, пробуждается для все сильного ощущения приближения к Богу – Страха Божия. 


12.10.2018 07:54/читать дальше...

ЧИСТЫЙ – от древнего корня *keid- «растворять, разделять». Тот же корень, что и в глаголе цедить. Славяне в древности однокоренным словом цежъ называли процеженный и очищенный раствор овсяной муки. В санскрите однокоренным является слово छिन्न /чинна/ «разделенный, разрезанный». В древнегреческом языке однокоренным считают глагол σχίζω/схизо/ «раскалываю, разделяю»/. Корнесловно чистый означает «исцеленный путем отделения от примесей» - противоположность мутного, смешанного, зараженного. «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (Четвертая книга Царств, 5: 9-14). 


10.10.2018 08:22/читать дальше...
Страницы: 1 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]