123

« Назад

123  03.02.2022 12:39

Первые сильные морозы в этом году не смутили прихожан храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Прибытково. В воскресенье, 12 декабря все самые стойкие прихожане, совершая небольшой личный подвиг, вновь оказались на праздничной литургии.

После чтения отрывка из Евангелия (Лк, XIII, 10-17) о согбенной женщине в субботу священник церкви иерей Сергий Морозов выступил с проповедью, посвященной Христу, который в очередной раз исцелил в субботу.

«В прочитанном отрывке говорится о скорченной женщине, которую скрутил дух немощи 18 лет назад. Очередное дело исцеления, совершенное Иисусом в субботний день в синагоге (церкви), вызвало ропот среди фарисеев, и, вместе с тем, послужило поводом для нас, современных христиан, выяснить истинное назначение седьмого дня.

«Действительно, почему Господь исцеляет именно в субботу? Ведь согласно 4-й заповеди: шесть дней работай, а в седьмой – пребывай в покое! В те времена воскресного дня еще не было, – напомнил иерей Сергий. Как нам современным христианам относиться к этой заповеди, исполнять ли ее? Или она относится только к иудеям? Для ответа на эти и другие архиважные вопросы необходимо понять суть четвертой заповеди. После чего нам станет понятно почему Господь регулярно исцелял по субботам, а главное, что нам, современным людям, крещенным в православной вере, делать согласно этой заповеди в седьмой день недели.

Четвертая заповедь приведена в двух местах Ветхого Завета. Тексты заповеди несколько отличаются друг от друга.

Первый раз мы видим ее в Книге «Исход»: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай …, а седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела …» В ней говорится и о причине соблюдения субботы: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой почил …» (Исх.20, 8-11). Таким образом, перед нами Господь предстает в качестве Бога-Творца, который действовал шесть дней, а в седьмой «почил» (отдыхал, бездействовал, покоился).

Второй раз четвертая заповедь встречается в Книге «Второзаконие». В большей части ее текст одинаков, но объяснение требования хранения седьмого дня другое: «…помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда …, поэтому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор.5, 12-15). В Книге Второзаконие Бог предстает перед нами в качестве Бога-Освободителя.

Если мы признаем, что в этих заповедях говорится о Боге, в которого веруют христиане, то есть мы с вами, то получается, что наш Бог – это Бог-Творец и Бог-Освободитель (Спаситель) одновременно! Как пишет в своей книге о Ветхом Завете протоиерей Александр Сорокин: «Одно без другого – творчество и свобода – в Боге невозможны!»

Продолжая предлагаемую логику объяснения, мы приходим к еще одному важному выводу, а именно, что спасение следует понимать как восстановление Божьего творения после грехопадения, т.е. как исцеление заболевшего, падшего человечества!

Возвращаясь к сегодняшнему отрывку из Евангелия, становится понятным, что исцеление больной женщины в синагоге должно было произойти именно в день субботний! Христос спрашивает начальника синагоги: «сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний» (Лк.13, 16)?

Бог освободил ее из рабства и сотворил, воссоздал ее заново в субботу (по евр. шаббат), в день покоя. На еврейском языке слова, обозначающие «исцеление» и «пребывание в покое», являются однокоренными: «рафа» и «рафах». Бог лечит искалеченное грехом падшее человечество и заново творит созданный, плененный грехом, мир!

В современных календарях европейских христианских стран, неделя начинается не как у нас с понедельника, а с воскресенья. Соответственно, неделя заканчивается субботой, которая является седьмым по счету днём. В наших календарях неделя заканчивается воскресеньем. Этот день для христиан есть день памяти Пасхи Христовой, Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Воскресный день еще называют Малой Пасхой. Таким образом, Воскресный день в календаре являет собой день восьмой, следующий за седьмым днем, субботой. Число семь – число полноты и законченности, а число восемь – новое начало, которое следует после законченности, выраженной в числе семь. Например, суточный круг в воскресного дня в церкви начинается с вечернего богослужения в субботу, а заканчивается в воскресенье - литургией.

«День восьмой – это первый день следующей недели, но он вне недели, потому что он – предвкушение вечности, Нового творения и Царства Божия. Его почитание невозможно без дня седьмого, как Новый Завет невозможен без Ветхого» – заключает протоиерей Александр Сорокин.

Нам осталось ответить на вопрос, вынесенный в заголовок нашей проповеди: «Можно ли работать в седьмой день недели?» В Евангелии от Марка Господь задает этот вопрос так, что ответ напрашивается сам собой: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк.3,4)

Конечно, в каждый день недели, а тем более в день покоя, хорошо бы, чтобы мы творили добро, а не зло! Тогда жизнь наша будет развиваться не по горизонтали, т.е. как по накатанной, бездумно и безостановочно, а по вертикали. Тогда наша жизнь в недельном цикле обретёт смысл – это будет восхождение на гору и достижение ее вершины, покоя, главной цели нашей недели. Как хорошо славить Господа, Бога нашего с вершины горы!

Мы сегодня читали про исцеленную Христом в седьмой день недели в синагоге женщину. «Скорченная тотчас выпрямилась и стала славить Бога!» (Лк. 13, 13) Эта женщина достигла вершины и была спасена Богом. Вопрос нашего спасения не кроется ли в нас самих, хотим ли мы быть спасенными? А что для этого нужно делать и где быть мы теперь знаем. Господи, спаси нас, пожалуйста!

Аминь»!

Ждем вас в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Прибытково для совместного славления Бога!

исцеление согбенной женщины в субботу