АБСОЛЮТ

« Назад

АБСОЛЮТ  22.01.2017 17:42

АБСОЛЮТ – восходит к трем древним корням: *ab- "от», *s(w)e-"свой", и *leu «связывать и разделять; высвобождать». Приставочный корень АБ-, тот же, что и в санскритском अप/апа/ «вдали от», в древнегреческом ἀπο /апо/ «от». Ученые восстановили древний корень этих слов в виде *apo- «от». В русском языке от этого корня происходит приставка и предлог ПО. В корне*apo- сохраняется первичное представление об источнике всего сущего, от которого произошел мир – Отце Небесном. Совершив Творение путем отделения всех сотворенных вещей друг от друга, Бог почил от Дел: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (κατέπαυσεν /катепаузен/) в день седьмый от (ἀπο) всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от (κατέπαυσεν ἀπο) всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Книга Бытия, 2:2-3). В греческом слове κατέπαυσεν /катепаузен/), переведенном как «почил», то есть обрел покой, приставка κατέ /кате/ восходит к древнему корню *ḱóm /ком/ «вместе», а основа παύω /пауо/ «конец, завершение» (пауза) восходит к корню *pehw- «умалиться, обратиться в ничто». Почив от Дел, Бог в Седьмой День стал пребывать в абсолютном покое, предоставив сотворенному миру свободу воли и самостоятельность в поступках. Чтобы приблизиться к Богу, человеку надо освободить свое сердце и тоже обрести покой, а чтобы освободиться и обрести покой – отрешиться от грехов и соблазнов века сего, отсечь путы суетных зависмостей. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от (ἀπο) себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб (ἀπόληται /аполетэ/) один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от (ἀπο) себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (От Матфея, 5:29-30). Основной корень – СОЛЮТ– тот же, что в английском глаголе solve и латинском solvere «решать, разрешать, развязывать». Этимологи возводят это слово к двум этимологическим корням: приставочному *s(w)e-/све/ «свой, самостоятельный» и основному *leu- «его, собственный». Сочетание корнесловных образов «свой, самостоятельный» и «разрешать» порождает единое представление о латинском solvere как «становиться самому своим; предоставлять себя в свою собственную волю; разрешать себя от уз». «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши (в греческом тексте διαλυε /диалие/ - слово λυε *leu- того же корня, что и solvere) оковы неправды, развяжи (dissolvere /диссолвере/) узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни (в латинском тексте solvere /солвере/) всякое ярмо» (Книга пророка Исайи, 58:4-6). Сочетание образов источника (АБ-), связи в самом себе (-СО-) и разрешения от уз (-ЛЮТ) порождает единое представление об АБСОЛЮТЕ: «Первоисточник, соединяющий в себе все разрешенное и разделенное». Бог сотворил всех людей подобными Себе, то есть АБСОЛЮТНО свободными и имеющими в себе источник самообладания и самостоятельности: волю. Важно, чтобы люди не отчуждались от своего Отца Небесного и добровольно стремились обрести абсолютную свободу от уз греха и смерти во Христе. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (От Иоанна, 14: 6). Блаженство как совершенное состояние единства и гармонии духа, души и плоти, возможно человеку только путем уподобления Совершившему все Дела Свои и Почившему Богу –соврешенного успокоения. Абсолютный покой можно обрести только одним способом: призвав Христа в сердце свое и самому пребывая в Слове Божием Иисусе Христе: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (От Иоанна, 17: 22-26).

См. отецрешить, свой