АБСТРАКЦИЯ

« Назад

АБСТРАКЦИЯ  22.01.2017 17:50

АБСТРАКЦИЯ –приставка АБ(C)-, по мнению ученых, происходит от древнего *apo- «от; в сторону от, долой», того же, что и в санскритском अप/апа/ «вдали от», в древнегреческом ἀπο /апо/ «от»; в русских приставке и предлоге по «после, в пространственном или временном отдалении». И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны (в латинском тексте abscissi /абсхизи/) от корня» (Книга пророка Иезекииля, 37:11). Основную часть слова -ТРАКТ (т исторически чередуется с ц) этимологи возводят к древнему корню *dʰregʰ- «тянуть, тащить», тому же, что и в русском слове дроги «повозка на конной тяге»; в латинском trahō «я тяну, тащу за собой»; в международном термине трактор. «Они пойдут за нами, так что мы отвлечем их от города (в латинском тексте ab urbe longius protrahantur /аб урбе лонигус протрахаантур/ часть слова trah от корня *dʰregʰ- «тянуть, тащить»); ибо они скажут: «бегут от нас, как и прежде»; когда мы побежим от них, тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь Бог ваш предаст его в руки ваши» (Книга Иисуса Навина, 8:6-7). В древнегреческом переводе используется другой основной корнесловный образ: вместо «отвлечем», «ab … protrahantur» написано ἀποσπάσομεν. Приставка АБ- осталась той же: ἀπο «от», вот сам глагол σπάσομεν /спасомен/ - иной. Он образован от σπάω /спао/ «я раламываю, разделяю». В древнегреческом восприятии АБСТРАКЦИЯ-ἀποσπάσομεν представляется не просто отвлечением, но и разделением, отдалением от других людей. Живя в обществе, каждый человек невольно развлекается общением с близкими и отвлекается – АБСРАГИРУЕТСЯ от Богообщения. Когда же человек абстрагируется от общества повседневных собеседников: в прямом смысле слова отдаляется от близких, чтобы остаться в одночестве, он может должным образом сосредоточиться на молитве и личном Богообщении: «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел (в греческом тексте ἀπεσπάσθη /апеспасте/ «отступил», а в английском was withdrawn /виздроун/ - от корня *dʰregʰ- «тянуть, тащить») от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (От Луки, 22:39-41). В Своем Творении Бог никогда не повторяется. Природа устроена так, что даже каждая снежинка во время снегопада имеет свой единственный неповторимый узор и размер. АБСТРАГИРУЯСЬ от особенностей предмета или человека, мыслитель отвлекается от необходимости различать его конкретные свойства и качества (рассуждать). В АБСТРАКТНОМ понятии все люди и предметы становятся равными друг другу «единицами» с «нулями» вместо лиц и личных качеств: все равно. Вместо развития межличностных отношений начинается количественный подсчет: наличие, или отсутствие, ноль или единица. «Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, мы почитаем всех нулями, а единицами – себя» (А.С. Пушкин, из «Евгения Онегина»). Есть и иная крайность: почитание себя нулем перед другими людьми: АБСТРАГИРОВАНИЕ от самолюбия, при котором другой человек становится «единицей» - кумиром и идолом. Что же делать, чтобы не стать АБСТРАКТНЫМ числом, «единицей» или «нулем», потерявшим собственное имя и лицо? Выход есть: не менять истинную любовь к себе и другим людям во Христе на абстрактный гуманизм (культ человекобожия). Чтобы не потерять себя и свое человечекое достоинство, не надо абстрагироваться от Источника любви, объединяющего всех нас в Себе и пребывающего в сердцах наших – от Бога. Если овцы абстрагируются от пастыря, они станут добычей волков. Об опасности подмены даров Святого Духа абстрактными лжеучениями ересиархов нас предупреждают нас Деяния апостолов Христовых: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествиимоем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь (в латинском тексте abstrahant /АБСТРАХАНТ/ discipulos post se /дисциплос рост се/) учеников за собою» (Деяния апостолов, 20:28-30).

См. влечь, ноль, рассудок.