БАЯТЬ

« Назад

БАЯТЬ  11.06.2018 20:03

БАЯТЬ – от древнего корня*bha- «сиять». однокоренное с русскими байка, баю-бай, басня, баян, баюн. В русской мифологии с байками и баснями связан образ кота-баюна, живущего в избушке на курьих ножках у Бабы-Яги. Убаюкивать корнесловно означает усыплять (однокоренное с успение, усопший, спать). Тех, кто поддается усыпляющему взгляду кота-баюна, он убивает и пожирает, но изловить его – удача, потому что его сказки исцеляют от недугов и делают человека вещим – пророком и целителем. В санскрите есть два однокоренных с баять слова: भाति /bhаti/ «сиять, светить» и многозначное भाषते bhаsate «говорить, сказывать, являть (ся)». Есть еще и третье древнее санскритское слово, однокоренное с русскими казать, сказать, показать: काशते kаzate «сиять, становиться видимым, являться». Очевидно то же родство образов, что и в русских словах байка и сказка: и там, и там – древнейший праязыковой образ сияния – пролития света, истечения животворной силы. На почве греческого, латинского и германских языков звукосочетание [bh] закономерно перешло в [ph] и, позднее, в единый звук [f]. Поэтому этимологи легко узнают корень *bha- в таких словах, как греческие φωνέω /phōnéō - фонео/ «говорить, сказать», φῶς /фос/ (родительный падеж φωτός /фотос/),Φήμη /феми/ «репутация, слухи, молва»; латинские Fama /фама/ «молва, античная богиня слухов и сплетен», fantasia /фантазия/, и еще великое множество слов, связанных с образом сияния, отраженного света, говорения и искажения действительности. Такие, казалось бы, разнородные слова как, фантом, фотон, фабула, фамилия, фантасмагория, феномен, фосфор, фонетика, профессия, инфант, феномен, согласно этимологическим словарям, родственны, поскольку восходят к тому корню *bha-, что и баять, байка, краснобай, Баян (или Боян – буквально «тот, кто рассказывает байки, убаюкивает»). В мифологии как Востока, так и Запада байки, называемые еще баснями или фабулами, как правило, связаны с обличением зла, заговором от зла; с волхованием, обращенным к темным сторонам и злым силам духовного мира – в отличие от сказов, сказок и сказаний, прославляющих добро, утверждающих торжество света, жизни и любви. В баянии волхвы пытались заклинать силы зла и болезни, не допуская их в явь –мир современной жизни человека. В заклятиях-заговорах, то есть в байках древние жрецы-волхвы часто упоминают мифический остров Буян: «На море на Океане, на острове Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь». На этом острове, название которого, по-моему, тоже родственно глаголу баять, в древних сказаниях происходят встречи и собеседования человека с источником света и жизненной силы – с Богом. Чтобы попасть на этот мифический остров, человеку приходится преодолеть море, то есть пройти через смерть. В мифологии древних римлян богиня молвы, слухов и заговоров Фама («бающая») живет в середине земли, на рубеже трёх царств природы, откуда видно все, куда долетает каждый звук. Там, на вершине горы, во дворце из звонкой меди, отражаются все звуки, постоянно слышится тихий говор. Во дворце Фамы толпится множество распространителей новостей. Там носятся тысячи слухов, наполовину правдивых, наполовину ложных; из уст в уста передаются в искажённом виде чужие слова, перерождающиеся в сплетни. О байках или баснях как о фантазиях, сплетнях и пустых выдумках, упоминается в Священном писании Ветхого Завета: «Преткновение от земли лучше, нежели от языка. Итак скоро придет падение злых. Неприятный человек — безвременная басня (в латинском тексте fabula); она всегда будет на устах невежд. Притча из уст глупого отвратительна, ибо он не скажет ее в свое время. Иной удерживается от греха скудостью, и в этом воздержании он не будет сокрушаться. Иной губит душу свою по робости, и губит ее из лицеприятия к безумному. Иной из-за стыда дает обещания другу, и без причины наживает в нем себе врага. Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она — всегда. Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель. Поведение лживого человека — бесчестно, и позор его всегда с ним» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 20: 18-26). Предупреждение о байках-баснях как о лживых фантазиях звучит также и в Новом Завете: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (в латинском тексте fabulas, в английском -fables» (Апостола Павла второе послание Тимофею, 4:1-4). С особой силой предупреждение об опасности корыстного и лживого баснословия звучит в послании апостола Павла Титу: Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням ( в латинском fabulis , в английском- fables)и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Апостола Павла послание Титу, 1: 10-14).

См. белый, истина, сказка.