БЕЛЫЙ

« Назад

БЕЛЫЙ  05.11.2018 18:50

БЕЛЫЙ – по мнению многих этимологов происходит от древнего корня *bha «светить, блестеть», того же, что и в санскритских словах भाति /bhati/ «светит, сияет», भुज्यु /bhujyu/ «пламя»; в древнегреческом φαίνω /phaínō/ «блестеть, сиять», φῶς /фос/ «свет»; в русских береза, блеск, бледный; в английских birch /берч/ «береза», black /блэк/ «черный». Такие термины, как фотография, фосфор также восходят к корню *bha «светить, блестеть» и являются родственными слову белый. По-моему, в этом корне кроется образ горения огня, от которого и исходят блеск, сияние, свет. Нет света без огня. Корнесловно белый представляет собой «горящий и излучающий свет». «И свет (φῶς /фос/) во тьме светит (φαίνει /файни/, тот же корень, что и в «белый»), и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5). Такие устойчивые словосочетания, как белый свет, раскалить добела, довести до белого каления, подтверждают родство народных представлений о белизне, свете и горении. Если белизна подобна огню и свету, то, как и огонь, она бывает двух родов: внутренняя чистая небесная белизна представляет собой горение любви, а внешняя смертная бледность представляет собой гниение и погружение во тьму, вызванное нечистой силой злобы и ненависти: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло (φωτεινὸν /фотинон/); если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет (φῶς /фос/), который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (От Матфея, 6:22-23). В Откровении Иоанна Богослова, которым завершается текст Евангелия, белый цвет является основным, поскольку он знаменует торжество пламенеющего Слова Божия и Небесных сил над тьмой, смертью и беззаконием: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откровение апостола Иоанна, 19:11-14).

См. береза, гореть, свет.