БЕС

« Назад

БЕС  01.05.2017 00:05

БЕС – происходит от того же древнего корня, что и бояться. Родственно болгарскому бесът, сербохорватскому биjec «ярость», литовскому baisa «страх», древнегреческому πίθηκος (бистикос) «обезьяна, кривляка». По фонетическим причинам ученые этимологи (Макс Фасмер и другие) отвергают происхождение слова бес от латинского bestia(бестия) «животное, зверь». При этом зарубежные этимологи признают, что происхождение слова bestia им неизвестно. Поскольку закономерности исторических фонетических изменений, найденные немецкими учеными в 18-19 веках, часто нарушаются в настоящей жизни слов, можно допустить, что бес, традиционно описываемый в виде полузверя-полускота, и бестия (наводящее ужас звероподобное чудовище) – схожие образы. В евангельских текстах бесы упоминаются как нечистые духи, вселяющиеся в людей и животных, чтобы на время избежать преисподней и побыть на земле, с удовольствием разрушая ее, погружая во тьму и нечистоту. «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся δαιμονιζόμενον (дэмонизоменон), в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях» (От Марка, 5: 1-16). Бесноватость упоминается в Евангелии наряду с болезнями, но последовательно различается от болезни. Болезнь оскверняет человека, заражая и разрушая плоть и кровь, бесы же одерживают временную победу над человеческим духом, пытаясь полностью сломить и приобщить его себе. Озверелый, оскотинившийся, или пресмыкающийся человек может быть физически вполне здоров, равно как и физически немощный (больной) человек может быть высокодуховным и даже святым, то есть неприступным для бесовских поползновений. Бес – падший дух, пристрастный к нечистотам и боящийся очищающего света. Это ночной охотник, предпочитающий тьму свету, ложь истине и смерть жизни. Бесноватый человек – невольная жертва, уловленная в сети нечистых духов и страждущая от них, а своевольно беснующийся – их поклонник и угодник, охотно поклоняющийся зверю и наслаждающийся нечистой бесовщиной. «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откровение Иоанна Богослова, 16:13-14).

См. дух, зверь, скот.