БЕСЕДА

« Назад

БЕСЕДА  13.02.2018 23:36

БЕСЕДА – от двух древних корней: приставочного *bhe- «вне, кроме» и основного *sed/sod- «садить, сажать, ставить». Приставочный корень *bhe- - тот же, что в и русском предлоге без; в санскритском наречии बहि /bahih/ «наружу». Словом беседа в древности называли пир, на который приходили гости из вне – внешние (бе-), которых хозяева усаживали (-седа) за свой стол. Если же приглашенный на пир проявлял непочтение к хозяину, его, согласно Евангельской притче, исторгали из числа избранных наружу, вовне, в бездну кромешной тьмы: «И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (греч. ἐξώτερον /экзотерон/) ; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных» (От Матфея, 22:12-14). Основной корень слова БЕСЕДА *sed/sod- - тот же, что и в русских словах сад, садить, сидеть, сесть, посад, насаждать; в санскритском सदस् /sadas/ «сиденье»; в английском seat «сидеть», beset «помещать, обустраивать». «Блажéн мýж, и́же (который) не и́де на совѣ́тъ нечести́вых, и на пути́ грѣ́шных не стá, и на сѣдáлищи губи́телей не сѣ́де: но въ закóнѣ Госпóдни вóля егó, и въ закóнѣ егó поучи́тся дéнь и нóщь. И бýдетъ я́ко дрéво насаждéное при исхóдищихъ вóдъ, éже плóдъ свóй дáстъ во врéмя своé, и ли́стъ егó не отпадéтъ: и вся́, ели́ка áще твори́тъ, успѣ́ет» (Псалом Давида, 1: 1-3). Сочетание древних коренных образов «вне, наружу» и «насаждать, садить(ся)» порождает единое корнесловное представление о беседе как о таком виде общения, в котором люди открывают свои сердца, произносят сокровенное вовне, наружу, откровенно насаждая во внутреннем мире друг друга свои слова, мнения и суждения: «Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека – в разговоре его. Уход за деревом открывается в плоде его: тáк в слове – помышления сердца человеческого. Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей. Если ты усердно будешь искать правды, то найдешь ее и облечешься ею, как подиром славы. Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней. Как лев подстерегает добычу, так и грехи – делающих неправду. Беседа благочестивого – всегда мудрость, а безумный изменяется, как луна» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова,27:5-8). В евхаристической («благодарственной», от εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) беседе за трапезой, согласно Евангелию, случаются сверхъестественные события, свидетельствующие о незримом присутствии среди христиан Сына Божия Иисуса Христа: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились» (Деяния апостолов, 20:7-12).

См. наружный, общение, разговор.