ДОЛГ

« Назад

ДОЛГ  16.11.2018 10:41

ДОЛГ – в науке считается словом с неясной этимологией, хотя некоторые ученые пишут о родстве с долгий, длить, даль. По-моему, ДОЛГ восходит к двум древнейшим праязыковым корням: *da- «дать» и *leg- «собирать». Сочетание корнесловных образов порождает единое представление о долге как о том, что сначала дают, отделяя от себя, а затем собирают, то есть берут себе обратно. Взяв в долг, должник связывает свою волю с волей дарителя; обязывает себя, теряя полноту свободы. Первый корень *da- «дать» - тот же, что и в русских словах дарить, давать; в латинском donor «донор»; в санскритских दत्ते /datte/ «давать», दाय /dAya/ «наследство, доля»; в древнегреческом δάνειον «долг, заем, ссуда»: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами (в греческом оригинале δούλων /дулон/ - того же корня, что и ДОЛГ. Раб, в представлениях древних греков, это тот, кто должен) своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем воздать (ἀποδοῦναι /аподунэ/ «воздать», то есть вернуть долг), то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и воздать (ἀποδοθῆναι /аподотинэ/) тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу (ἀποδώσω /аподосо/ «воздам». В славянском древнем тексте написано воздам). Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг (в оригинале δάνειον /данион/) простил ему» (От Матфея, 18: 23-27). Если первый корень *da- «дать» указывает на образ дарения и ожидаемого воздаяния, то второй корень *leg- «собирать» указывает на причастность, принадлежность должника и его собственности дарителю. Этот чрезвычайно плодоносный и распространенный корень содержится в таких русских словах, как должность, доложить, надлежать, полагать; в санскритских रिक्थ /riktha/ «наследство», ऋक्थ /rktha/ «господство, владение»; в древнегреческом ὀϕείλω /офило/ «быть должным»: «Раб (δοῦλος/дулос/ - буквально «должник») же тот, выйдя, нашел одного из товарищей (в оригинале συνδούλων /синдулон/ - «содолжников») своих, который должен (ὤφειλεν /офилен/, буквально «причастен») был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай (ἀπόδος /аподос/ мне, что́ должен (ὀφείλεις /офилис/). Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам (ἀποδώσω /аподосо/) тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст (ἀποδῷ /аподо/) долга (ὀφειλόμενον /офиломенон/). Товарищи (σύνδουλος /синдулос/) его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (От Матфея, 18: 28-35). Оставляя, то есть прощая долги, мы отпускаем своих должников из рабства на свободу. Исполнить свой долг и воздать должное сполна корнесловно означает не только полностью возвратить дарителю дар, но и освободить свою волю от зависимости. К примеру, исполняя свой долг перед Богом в творчестве и благодеяниях, человек возвращает Ему свой талант – дарованную при рождении «меру серебра» - выдающуюся способность. Тот, кто сумел воплотить свой талант, обязательно ощутит особое чувство свободы и легкости, свойственное вольным птицам. Не имея возможности жить без подаяний свыше и сполна возвращать полученные дары, остается только молить Дарителя об освобождении из долговой зависимости: «Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай (δίδου /диду/- корень*da-) нам на каждый день; и остави нам грехи наши, ибо и мы оставляем всякому должнику(ὀφείλοντι /офилонти/) нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (От Луки, 11:2-4).

См. воля, обязать, простить.