ДОЛЬНИЙ

« Назад

ДОЛЬНИЙ  11.11.2017 13:51

ДОЛЬНИЙ – этимологи возводят это слово к древнему корню *dъhe(l)-. По моему мнению, от этого же корня произошли слова дол, долина, длина, подол, долгий, длительность, долг, и еще множество слов, содержащих образ духовного разделения мира по вертикали на низ (дольний) и верх (горний). Корнесловно, дольний – это отдаленный от Бога и отделенный от вечного существенного мира. О разделении мироздания на горний существенный мир и дольний вещественный мир и об отделении дольнего мира от горнего повествует Библия: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие, 3:23-24). Пламенный меч ангела защищает горний мир вышних от тех людей, души и сердца которых более преданы дольнему миру, наполненному низменными страстями, помыслами и стремлениями. Огненный меч попаляет все низменное и временное, допуская к Древу жизни и вечному блаженству только очистившиеся от земных страстей души. Путем возвращения людей из дольнего мира в горний стал воплотившийся Сын Божий, снизшедший в дольний мир для победы над смертью и духами мира сего Иисус Христос: «Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (От Иоанна, 8: 21-23). Чем более человек отдаляется от суеты мира сего, тем он ближе к горнему, иному миру, и наоборот. Заповеданным всем людям способом восхождения от дольних к горним явлеяется возделывание той земли, от которой мы взяты. Ученые этимологи утверждают, что слова делать и деяти (деятельность) также восходят к древнему корню *dъh(e)-, то есть изначально родственны слову дольний. Человеческое делание – это, прежде всего, духовное устремление к горнему миру, нацеленное на возврат человека в свое первоначальное состояние райского блаженства и вечной жизни. Однокоренное с дольний и долина библейское слово юдоль (земная юдоль, юдоль плача) применяется в текстах Священного писания для обозначения Иосафатовой долины – места грядущего Страшного Суда: ‏עמק יהושפט‏‎, (эмек Йехошафат) «долина, в которой Бог будет судить»). Интересно, что в период расцвета нигилизма и революционных настроений в России середины 19 века делом заговорщики называли готовившийся переворот, направленный на разрушение отечества и строительство антихристианского «рая на земле». Между тем, и в Ветхом, и в Новом Завете делателями называются люди не от мира сего, исполняющие на земле не свою, а высшую Божью волю. Единый первый древний корень таких родственных слов, как дать, делать, долг, долина, дольний, должность, - *dъh(е)- «дух» - содержит в себе образ духовной благодати, вдохновения, снисходящего из горнего мира долу (в дольний): «Еди́ному же комýждо нáсъ дадéся благодáть по мѣ́рѣ даровáнiя Христóва. Тѣ́мже глагóлетъ: воз­шéдъ на высотý, плѣни́лъ еси́ плѣ́нъ, и дадé дая́нiя человѣ́комъ. А éже, взы́де, чтó éсть, тóчiю я́ко и сни́де прéжде въ дóлнейшыя страны́ земли́ Сшéдый, тóй éсть и воз­шéдый превы́ше всѣ́хъ небéсъ, да испóлнитъ всяческая. И тóй дáлъ éсть о́вы ýбо апóстолы, о́вы же прорóки, о́вы же благовѣ́ст­ники, о́вы же пáстыри и учи́тели, къ совершéнiю святы́хъ, въ дѣ́ло служéнiя, въ созидáнiе тѣ́ла Христóва, дóндеже дости́гнемъ вси́ въ со­единéнiе вѣ́ры и познáнiя Сы́на Бóжiя, въ мýжа совершéн­на, въ мѣ́ру вóзраста исполнéнiя Христóва» (Апостола Павла послание к ефесянам, 4:7-13). Перевод: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» чтó означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

См. воля, должность, идти.