ЭСТЕТИКА

« Назад

ЭСТЕТИКА  28.09.2018 23:13

ЭСТЕТИКА –термин происходит от древнегреческих слов αἴσθησι /эстеси/ — «чувство, чувственное восприятие», αίσθητικός /эстетикос/ «воспринимаемый органами чувств», αἰσθάνομαι /эстаномэ/ «я воспринимаю, чувствую, ощущаю». Первым и основным в этом сложном слове является древнейший этимологический первокорень, присутствующий во множестве языков мира: *au - «схватывать, улавливать органами чувств». Образ, скрытый в этом корне, наглядно проявляется в таких словах к аудировать, ухо, благоухать, анэстезия «потеря способности ощущать». В славянских языках от корня *au – произошло древнее слово явь «то, что явлено, очевидное». Эстетика как наука может изучать и оценивать явленный мир, явления природы и искусства, не обращаясь при этом к правде – духовному первоисточнику всего явного. Часто явное становится столь привлекательным и ценным для эстета, что он начинает ценить его выше правды и праведности. Явный внешний вещественный мир в эстетическом мировосприятии часто затмевает собой главное и самое существенное: тайный сокровенный духовный мир. Эстетика или постигает прекрасное, открывая сокровенное в явном, или довольствуется идолопоклонническим обожествлением явного – сотворением кумиров. «Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли глагола сего, потому что он был прикровен от них, так что они не постигли его (в славянском тексте «да не ощутя́тъ его́», в греческом оригинале ἵνα μὴ αἴσθωνται αὐτό /ина мэ эстонте афту/), а спросить Его о сем слове боялись». Почему ученики не поняли Учителя и не смогли, услышав, воспринять и ощутить то, что открыл им Христос? – Ответ содержится в послании апостола Павла к евреям: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства (в оригинале αἰσθητήρια /эстетириа/) навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям, 5:12-14). Второй древний корень, входящий в состав слова эстетика – это *dъhe(i)- «питать, впитывать» - тот же, что в русском глаголе доить «питаться молоком»; в санскритском धेनु /дхену/ «корова»; в латинском femina «женщина-кормилица»; в древнегреческом θηλασμός «кормить грудью». «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей (в славянском тексте «съсущих», в греческом оригинале θηλαζόντων /дъхелазонтон/ Ты устроил хвалу?» (От Матфея, 21:15-16). В сочетании образы *au - «схватывать, улавливать органами чувств» и *dъhe(i)- «питать, впитывать» порождают единое корнесловное представление об эстетике: «наука и навык улавливать в явлениях духовную пищу и впитывать ее органами чувств». Для христианской православной эстетики основным является вопрос о том, насколько чист и душеполезен тот духовный источник, из которого человек впитывает в свой внутренний духовную пищу всеми органами чувств: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (в греческом оригинале ἐθήλασας /эстеласас/! Он же сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (От Луки, 11:26-27).

См. слух, чувство, явить.