ЭТНОС

« Назад

ЭТНОС  04.03.2019 21:59

ЭТНОС – от двух древних корней: *swé- «свой, обращенный к самому себе» +*dʰeh- «устраивать, утверждать, полагать». Сочетание двух корнесловных образов порождает единое представление об этносе как о сообществе «своих» людей, утверждающих в мире свой порядок. Этносами еще в древней Греции стали называть отдельные народы или сословия, отличающие себя от остального человечества как единого народа Божьего. В международную терминологию слово ЭТНОС с такими производными, как ЭТНИЧЕСКИЙ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ, ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ, пришло из древнегреческого языка как название народов, произошедших после потопа от сыновей Ноя и разделенных Богом в Вавилонском столпотворении. Разделившись между собой, народы-ЭТНОСЫ обратились к собственным мнениям и внутренним соглашениям – своим законам-конституциям, отличным от единого для всех людей Закона Божьего. В каждом этносе развился свой сначала устный, а затем и письменный язык-глосса (Греческое слово γλώσσα /глосса/ «язык народа», однокоренное со славянским ГЛАС и русским словом ГОЛОС). ЭТНОСы стали решать государственные вопросы и устраивать свою жизнь путем голосований, отличных от всеобщего послушания Гласу Божьему. «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам (γλώσσας /глоссас/ - тот же корень, что в русском слове ГОЛОС) их, в землях их, по народам (ἔθνεσιν /этнисин/ ) их. Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах (ἔθνη /этни/) их. От них распространились народы (ἐθνῶν /этнон/) на земле после потопа» (Бытие, 10:31-32). Древний греческий глагол первого лица ἔθω /éthō/, от которого образовано существительное ἔθνος /этнос/, по мнению современных ученых, изначально означал «я привык, привязался». Русская возвратная частица –ся, местоимения себя, свой, существительное свойство, наречие свойственно, глагол (у-, при-) –своить происходят от одного корня с ЭТНОС. Все эти слова сохраняют единое внутреннее представление об обращении человека к самому себе, об утверждении своей воли и своего имени: не по-Божески, а по-своему; не по образу и подобию святых икон (образцов святости), а своеобразно в духе своего рода-племени. Своеобразно и своевольно поступили древние этносы-народы, решившие утвердить на Небесах свое имя прежде, чем рассеяться по лицу всей Земли: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие, 11: 5-9). Согласно Евангелию, Иисус Христос пришел в мир, чтобы научить и иудейский этнос, и все другие этносы Земли не отчуждаться, а любить друг друга; не враждовать, а вновь стать одним народом, но не своевольным, а Божьим: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники (в греческом тексте ἐθνικοὶ /этники/)? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея, 5:43-48). Во время межэтнической розни и множащихся международных конфликтов, любя свой этнос, важно помнить о том, что эта любовь не должна быть нарушением Первой Заповеди о сыновней и дочерней любви человека к Отцу Небесному. Любя свой этнос больше, чем Бога, люди отчуждаются друг от друга, отступают от истины и предают Христа на осуждение, муки и распятие: «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ (в исходном тексте ἔθνος /ЭТНОС/) и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (От Иоанна, 18:33-37).

См. голос, народ, язык.