ФОН

« Назад

ФОН  06.05.2019 10:45

ФОН – от древнего корня *bʰeh- «говорить, сиять», в котором сочетание звуков /bʰ/ превратилось в единый звук /ф/: φωνὴ /фони/ «гласный звук». На русской почве от звукосочетания /бх/ остался только звук /б/, и от этого древнего корня произросли такие слова, к баять «говорить», байка «сказка», бык «животное, издающее трубный звук». В современный русский язык иноязычное слово ФОН, где /бх/ перешло не в /б/, а в /ф/, пришло из древнегреческого вместе с христианскими текстами Библии. В переводе Ветхого Завета с древнегреческого на славянорусский язык слово ФОН устойчиво переводится как ГЛАС (голос). Отсюда пошло выражение ТРУБНЫЙ ГЛАС, точно передающее первообразное представление о ФОНЕ. В современном русском переводе эта корнесловная связь уже утеряна, поэтому для примера воспользуемся церковнославянским текстом: «Бы́сть же в тре́тiй де́нь бы́вшу ко у́тру (в третий день перед наступлением утра), и бы́ша гла́си (φωναὶ /фонэ/ «гласные звуки») и мо́лнiя и о́блакъ мра́чен на горѣ́ Сина́йстѣй, гла́съ (φωνὴ /фони/) тру́бный глаша́ше зѣло́ (громогласный): и убоя́шася вси́ лю́дiе, и́же въ полцѣ́ (в полку). Изведе́ же Моисе́й лю́ди во срѣ́тенiе Бо́гу (навстречу Богу) из полка́, и ста́ша под горо́ю. Гора́ же Сина́йская дымя́шеся вся́, схожде́нiя ра́ди Бо́жiя на ню́ во огни́, и восхожда́ше ды́м, я́ко ды́м пе́щный: и ужасо́шася вси́ лю́дiе зѣло́. Бы́ша же гла́си (φωναὶ /фонэ/)тру́бнiи происходя́ще крѣ́пцы зѣло́ (трубные гласы, происходящие очень крепкими): Моисе́й глаго́лаше (в греческом тексте ἐλάλει /элали/«говорил», о есть произносил и гласные, и согласные звуки речи), Бо́гъ же отвѣщава́ше ему́ гла́сомъ (φωνῇ /фони/ - только гласным звуком, или трубным гласом)» (Книга Исхода, 19:16-19). Почему важно различать ФОН как «гласный звук» или «трубный глас», и согласные звуки человеческой речи? – Гласный звук всегда произносится на выдохе, буквально являясь свободным исхождением духа. Он не только и не столько сообщает информацию в составе фонетического слова, сколько изъявляет волю произносящего, неся в себе его энергию - силу духа. Глас Божий (ФОН) требует нашего подчинения Воле Божьей и согласия, но сам он не несет в себе согласных звуков. Человек сотворен богоподобным, поэтому гласные звуки-ФОНЫ, издаваемые нами, являются духовным деланием: свободным волеизъявлением человеческого духа. Согласные звуки образуются иначе: как препятствия, сдерживающие и ограничивающие наше волеизъявление. Каждый согласный звук – это результат сдерживания, обуздания воли и управления ею: артикуляции. Без согласных звуков человеку буквально не хватило бы духа, чтобы докричаться до других и построить внятную речь. Моисей говорил так, чтобы его народ мог понимать его, а Бог, обращаясь к своему пророку Моисею, гласил так, чтобы народ сердцем воспринимал Его Волю и трепетал. Гласных ФОНОВ немного (в славянском мире традиционно различают восемь ГЛАСОВ), а согласных звуков – множество. Уподобление Гласа Божьего – ФОНА грому находим не только в Ветхом Завете, но и в Евангелии: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас (φωνὴ /фони/): и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром (βροντὴν /бронтин/); а другие говорили: Ангел говорил (λελάληκεν /лелаликен/) Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас (φωνὴ /фони/) сей, но для народа». Слово βροντὴν «гром» восходит к древнему корню *bʰrem- «шуметь», который в первой части */bʰ/ родствен корню *bʰeh- «говорить», то есть «ветвенно» родствен слову ФОН. В этой связи важно вспомнить еще один текст Священного писания, в котором раскрывается Божественная природа ФОНА, которому подобны звуки человеческой речи: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум (в греческом оригинале φωνῆς /фонис/), собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деяния апостолов, 2:1-8). Образ неразрывной связи Гласа Божьего, то есть Фона и Небесного огня, порождаемого Духом Божиим, явлен и в Псалтири: «Глас Господа (φωνὴ κυρίου /фони кириу/) высекает пламень огня (φλόγα πυρός /флога пиргос/» (Псалом Давида 28:7). Поразительно, но, согласно данным международных этимологических исследований, греческое слово φλόγα /флога/ «пламя» восходит к древнему корню *bʰel- «звучать, говорить, реветь», который близко родствен, или даже един с *bʰeh- «говорить, сиять» - корню слова ФОН. Вернемся к первой цитате о Гласе Божием-ФОНЕ из Книги Исхода, где описывается та же последовательная связь: от Фона, высекаются молнии света и возгорается огонь: «и бы́ша гла́си (φωναὶ /фонэ/ «гласные звуки») и молния»; … «Гора́ же Сина́йская дымя́шеся вся́, схожде́нiя ра́ди Бо́жiя на ню́ (на нее) во огни́, и восхожда́ше ды́м, я́ко ды́м пе́щный». В русском языке есть еще одно слово, восходящее к тому же корню, что и ФОН: белый. Привычное устойчивое сочетание «Белый свет», называющее Вселенную, объясняется тем, что белый, так же, как и блеск (сравним: «блеск молнии»), происходит от того же корня, что и греческое φλόγα «пламя». Белый цвет вбирает в себя весь спектр видимых цветов радуги. Это наводит на мысль о глубинной этимологической связи двух ФОНОВ: гласного звука и зримого фона в живописи: сначала животворящий Глас, а затем – видимый свет пламени и блеск молнии. Этимологи не видят и не признают эту связь, считая? что слово фон в значении «основа изображения» восходит к иному древнему корню *bhudhno- «основание, фундамент, дно». На то, что в этом корне присутствует начальное звукосочетание /*bʰ/, подтверждающее возможность родства зрительного фона со звуковым, ученые пока что внимания не обратили. Все же, осмелимся представить, что все, существующее на белом свете, основано на ФОНЕ: Гласе Божием, вдохновляющем жизнь во все вещи и просвещающем мир Словом и Духом Истины. В древнегреческом языке есть еще глагол φαίνω /файно/ «производить на свет, вызывать к жизни, проявлять». Этимологи решительно возводят этот глагол к древнему корню *bʰeh- «сиять, говорить» - тому же, что и ФОН. На что это указывает? – Только на то, что каждый произносимый нами гласный звук должен подобно Гласу Божьему нести в себе свет, сиять и просвещать мир, согревая сердца людей, животных и растения теплом любви к творению Божию – миру. Образцом такого просвещающего мир произношения гласных звуков-ФОНОВ людьми стал воплотившийся как человек Бог и Слово Божие Иисус Христос: «Въ нача́лѣ бѣ́ сло́во, и сло́во бѣ́ къ Бо́гу {у Бо́га}, и Бо́гъ бѣ́ сло́во. Се́й бѣ́ искони́ къ Бо́гу {у Бо́га}: вся́ тѣ́мъ бы́ша, и безъ него́ ничто́же бы́сть, е́же бы́сть. Въ то́мъ живо́тъ бѣ́, и живо́тъ бѣ́ свѣ́тъ человѣ́комъ: и свѣ́тъ во тмѣ́ свѣ́тится (φῶς ἐν τῇ σκοτίᾳ φαίνει /фос эн ти скотиа файни/), и тма́ его́ не объя́тъ"» (От Иоанна, 1: 1-5). Как же обычному весьма слабому в сдерживании своих эмоций человеку достичь того, чтобы в фонах-гласных звуках своей речи привносить в мир не тьму ненависти, а свет любви Христовой? – Без единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которая есть Тело Христово на Земле, это невозможно. Возможно только в последовании учению святых апостолов. Об этом и предупреждает нас в своем послании апостол Петр, говоря и о Гласе-ФОНЕ, и о нераздельно связанном с ним сиянии-фаине: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас (φωνῆς /фонис/: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас (φωνὴν /фонин/), принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему (φαίνοντι /файнонти/) в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (Апостола Петра второе послание, 1:16-19).

См. голос, свет, сила.