ГНЕВ

« Назад

ГНЕВ  04.09.2019 10:51

ГНЕВ – происходит от древнего корня *ǵneh-, того же, что в русских огонь, гнить; древнегреческого χνίει /хниэй/ «распадаться на частицы, разлагаться». Гнев горит подобно огню, превращая вещи в прах и неся разрушение. «И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем» (Исход, 4:14). «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» (Второзаконие, 11:16-17). Гнездом, в котором зарождается и из которого исходит человеческий гнев, согласно Священному писанию, является сердце. Неслучайно в русском языке имя существительное ГНЕВ тесно связано с глаголом «сердиться» и словосочетанием «быть в сердцах», то есть с представлением о раздражении сердца. «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Экклезиаст, 7:9). В греческом тексте Священного писания славянорусскому ГНЕВ соответствуют два разнокоренных слова: 1) θυμὸς /фумос/ того же корня, что и русское ДЫМ, 2) ὀργῆ /орги/, однокоренное с древнегречески же ἔργον /эргон/ «деяние, действие» и с русским ВЕРГНУТЬ. «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откровение Иоанна Богослова, 20:9-10).  В отличие от Гнева Божьего, человеческий гнев сжигает подобно огню не только тех, кто вызывает его, но и, прежде всего самого гневающегося. Отчего так происходит? – Вероятно, оттого, что в отличие от Бога, в Котором нет ничего темного и нечистого, в человеке достаточно злых грешных мыслей и чувств, которые могут, перейдя от тихого гниения, вспыхнуть в гневе. Вспышка гнева может вызвать внутренний пожар и повредить, или даже разрушить весь организм самого гневающегося. Зная, что человек немощен в укрощении своего гнева и часто не может удержать себя от этого внутреннего огня, апостол Павел призывает сдерживать гнев, не давая ему превратиться в адское пламя: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Послание апостола Павла к ефесянам, 4:26). Далее, в этом же послании апостол призывает избегать того, чтобы ГНОЙ, вызываемый внутренними болезнями души, не изливался в словах на других людей. Избавляясь от собственного гнева, человек избавляет себя от праведного Гнева Божьего: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ((Послание апостола Павла к ефесянам, 4:29-32).

См. вергнуть,дым, огонь.