ГУМАННЫЙ

« Назад

ГУМАННЫЙ  12.02.2019 01:32

ГУМАННЫЙ – от древнего корня *(dh)ghem- «земной прах, грунт». Однокоренным латинским термином гумус или хумус называют органическое питательное вещество, образующееся в почве путем разложения останков растений, животных, микроорганизмов. Говоря о гуманности, современные люди имеют ввиду доброе отношение к временно живущим земным людям, тела которых подвержены разложению после смерти. Соответственно, гуманизм корнесловно представляет собой культ смертных людей, подверженных плотскому разложению. У Плутарха однокоренным словом Khemia /кхемиа/, позднее /химия/, был назван Египет, буквально «Страна чернозема». В санскрите к корню *(dh)ghem- восходят слова भूमि «земля, грунт, почва» и, вероятно, हेमा /хема/ «земля», означающее также «красивая женщина» и «золото». Корень *(dh)ghem- «ветвенно» родствен древнему корню *gheu- «выливать, выжимать сок». Есть ли корнесловное родство между словом гуманный «земной» и древнегреческим именем Земли γῆ /ге/ - Гея? – Наука не дает определенного ответа на этот вопрос, но внешняя фонетическая схожесть и внутреннее образное единство этих слов позволяют высказать предположение об их близком родстве: «Въ нача́лѣ сотвори́ Бо́гъ не́бо и зе́млю (γῆν). Земля́ (γῆ)  же бѣ́ неви́дима и неустро́ена, и тма́ верху́ бе́здны, и Ду́хъ Бо́жiй ноша́шеся верху́ воды́» (Бытие, 1:1). "И создал Господь Бог человека из праха земного (χοῦν ἀπο τῆς γῆς /хун апо тис гис/)и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою"» (Бытие, 2:7). Словоформа χοῦν /хун/ - производная от древнегреческого χούμος /хумос/ «плодородный слой почвы». Хумос или гумус – это земной прах, из которого создан плотский земной человек, тело которого возвращается в землю, вновь удобряя ее: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю (εἰς τὴν γῆν /ис тин гин/), из которой ты взят, ибо прах(в греческом тексте γῆ) ты и в прах (γῆν) возвратишься» (Бытие, 3:19). В греческом языке помимо имени богини земли Геи- γῆ есть еще одно древнейшее слово для названия земли как почвы-гумуса (праха) - χθών /хтон/. В более древнем аттическом произношении оно звучит как [kʰtʰɔ᷄ːn], а в позднейшем греческом Койне – как /кхтон/. Ученые признают бесспорное родство этого слова с латинским humus /гумус/ и санскритским क्ष (kṣa) «прах» и क्षाम «сожженный, обращенный в прах огнем». Хтонические существа как в греческой, так и в мировой мифологии олицетворяют природную мощь земли. Их характерными особенностями являются звероподобие, способность к оборотничеству и отсутствие созидательного начала. Как порождения Геи – матери земли эти существа часто бывают враждебны силам Неба, противостоят им и оказываются вытесненными в подземный мир – преисподнюю. В древнегреческом и русском тексте Священного писания слово гуманный отсутствует, но в латинском тексте оно является одним из самых частотных, поскольку называет сотворенного из земного праха человека: Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (hominis), что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков (hominum) знает, что́ в человеке (hominis),  кроме духа человеческого (hominis), живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой  (humanae /гуманаэ/) мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек (homo)  не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 2:9-15).

См. дух, культ, человек.