ХАРИЗМА

« Назад

ХАРИЗМА  06.04.2020 18:59

ХАРИЗМА – по данным этимологических словарей, восходит к тому же древнему (протоиндоевропейскому) корню*ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем», что и термин евхаристия ««благодарение», такие греческие слова, как εὐχαριστῶ/евхаристо/ «благодарю (вас), спасибо», χαίρω /khaírō/ «я счастлив(а)»; санскритское हृत /хърта/ «я очарован(а), польщен(а)». В близком ветвенном родстве с ХАРИЗМОЙ, по-моему, находятся такие русские слова, как ГРЕТЬ, ГОРЕТЬ, ЖАР, ЖЕРТВА, ЖРАТЬ, обычно возводимые этимологами как несколько иначе восстановленным ими же древним корням *gʷʰer- и *gʷerh-. Главное, что роднит эти греческие, санскритские и русские слова – это не столько внешняя фонетическая близость, сколько единый образ горения. К этому же корню *ǵʰer- с расширителем *dʰ «дух» (*gʰer-dʰ-) этимологи относят название античных женских божеств красоты, грации и изящества: ХАРИТЫ - идолы (определение из Википедии). В римском языческом пантеоне харит называли именем ГРАЦИЯ «изящество, прелесть». В современном итальянском языке это слово в форме grazie /грациэ/ означает «спасибо», как и εὐχαριστῶ/евхаристо/ в современном греческом.

Хариты Согласно греческой мифологии, Хариты были постоянными спутницами девяти муз (μοῦσαι /мусэ/ — «мыслящие»). Музы, дочери божества памяти Мнемозины, являются олицетворением мыслей, мышления человека. То, что их неотступно сопровождают Хариты, символизирует неразрывную связь между мыслью и горячим чувством, духовной жаждой человека. Харит или Граций, наделяющих своих почитателей ХАРИЗМОЙ как внутренним огнем, в античной мифологии было три: 1) Агла́я (Ἀγλαϊα «ликование», «блеск»). К тому же древнему корню, что и это имя восходит современное слово ГЛАМУР. 2) Евфроси́на (Εὐφροσύνη «благомыслящая»). Основной древний корень этого слова *gʷʰren- «душа, ум», ветвенно родствен *gʷʰer- «гореть». Если Аглая распаляла плотское вожделение, то Евфросина зажигала огонь страстных мыслей и духовной жажды. 3) Та́лия (Θάλεια «цветущая, изобилующая»). Талией теперь называют часть человеческого тела между грудной клеткой и бедрами – живот.

Вероятно, три Хариты, от которых и поныне зависит ХАРИЗМА как внешняя привлекательность и очаровательность человека, олицетворяли собой три части тела: Евфросина – голову, Аглая – грудь, Талия – живот. Знаменитую в античном мире гетеру Таис Афинскую греки почитали как «четвертую хариту». На мой взгляд, имя существительное ХАРИЗМА в современном международном обиходе стало одним из наиболее оболганных, извращенно толкуемых и поэтому духовно опасных слов. Причины опасности именования человека харизматичным в современном смысле «привлекательный, обаятельный, прелестный, очаровательный» кроются в двойственной природе внутреннего духовного огня. Огонь внутреннего горения (жажды) может быть Небесным животворным или адским смертоносным. Во время ЕВХАРИСТИИ после призывного возгласа «Горе «к Вышним» имеем сердца!» сердца верующих и любящих Бога участников Литургии загораются святым огнем (ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем»), который святые отцы Церкви называют нетварным. Этот благодатный огонь нисходит свыше. Он очищает и наполняет на протяжении Богослужения и голову (мысли), и сердце (эстетические чувства), и чрево (биологические чувства).

Иконв В отличие от ХАРИЗМЫ в ее современном понимании, благодатный огонь преображает человека не снаружи, а изнутри. Внешний облик в моменты такого преображения становится всего лишь отражением внутренней чистой красоты. «И преобрази́ся предъ ни́ми: и просвѣти́ся лице́ его́ я́ко со́лнце, ри́зы же его́ бы́ша бѣлы́ я́ко свѣ́тъ» (От Матфея, 17:2). В Евангелии чистая ХАРИЗМА, преображающая всего человека изнутри наружу, описывается многократно. Она всегда является следствием нисхождения Божьей благодати, точнее, благодатного огня внутрь человеческого естества.

Например:

Благовещение «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся (χαῖρε /хайре/, того же корня *ǵʰer-, что и ХАРИЗМА) Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать (χάριν /харин/) у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (От Луки, 1:28-30). «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью(ἐχάρησαν χαρὰν /ехаресан харан/) весьма великою» (От Матфея, 2:9-10). 

Важно также отметить еще одно древнегреческое слово, родственное ХАРИЗМЕ, поскольку этимологи возводят его к тому же древнему корню *ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем»: χρεία /хрейа/ . В евангелии это слово переводится как «потребность, нужда». По-моему, более точным был бы перевод «попечение», поскольку тут также есть образ внутреннего горения. «еди́но же е́сть на потре́бу (χρεία): Марі́а же благу́ю ча́сть избра́, я́же не отъи́мется от нея́» (От Луки, 10:42). Евангелие учит нас не смешивать и не путать ту радость, то горение чувств и то просвещение, которое нисходит внутрь человека свыше, с той радостью, горением страстей и гламурным блеском, который проникает в ум, сердце и другие внутренние органы извне, от прелестей мира сего: «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется (χαρᾷ χαίρει /хара хайрей/), слыша голос жениха. Сия-то радость (χαρὰ /ХАРА/) моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (От Иоанна, 3:25-30). В настоящее время в мире действует множество так называемых «харизматических» культов или харизматических групп — разновидностей псевдорелигиозных движений – сект. Вот цитата из социологической статьи, размещенной в интернете: «Харизматический культ создаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы)». Признаки харизматического культа: Обожествление вождя (культ личности) (основатель и/или руководитель такой религиозной организации объявляет либо самого себя богом, либо наместником Бога на земле, либо представителем какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Малочисленность (на первых порах, хотя со временем численность может значительно возрасти). Замкнутость (самоотчуждение членов от окружающего мира, контроль за членами). Исключительность (мания величия) (притязания на конечную истинность своих установок и ценностей). Фанатизм (непримиримость к инакомыслию и враждебность к внешнему миру). Мистицизм (катастрофическо-апокалиптические взгляды)» (zavtra.ru/blogs/pogovorim_o_harizme). Живя в современном обществе, мы являемся свидетелями возрождения античного языческого культа ХАРИТ и даруемой ими звездам сего гламурного мира ХАРИЗМЫ. Каждый комплимент, каждое слово, произносимое во имя во славу прелестного и очаровательного человека, несет в себе все признаки «харизматического культа». Избавиться от такого сектантства можно только с Божьей помощью, путем молитвы и Евхаристии: «Истинно слово всяко Владыки и Бога моего: Божественных бо причащайся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир. Да убо не един пребуду кроме Тебе Живодавца, дыхания моего, живота моего, радования (ХАРИЗМЫ) моего, спасения миру. Сего ради к Тебе приступих, якоже зриши, со слезами, и душею сокрушенною; избавления моих прегрешений прошу прияти ми, и Твоих живодательных и непорочных Таинств причаститися неосужденно, да пребудеши, якоже рекл еси, со мною треокаянным; да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет боготворящих Твоих словес» (из «Молитвы святого Симеона Нового Богослова», шестой в православном «Последовании ко святому причащению» (Евхаристии)». Путь от прелестей и льстивых слов мира его к истинному просвещению Благодатью Божией и паки (снова) грядущим в мир Словом Божиим и указан в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (χαρήσεται /харисетэ/) вы печальны будете, но печаль ваша в радость (εἰς χαρὰν /ис харан/) будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости (δια τὴν χαρὰν /диа тин харан/), потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется (χαρήσεται /харизетэ/) сердце ваше, и радости(χαρὰν /харан/) вашей никто не отнимет у вас» (От Иоанна, 16:20-22).

См. счастье, радость, хвала.