ИДИОТ

« Назад

ИДИОТ  26.08.2018 23:34

ИДИОТ – в научной этимологии традиционно возводится к древнему корню *s(w)e- «свой». Основой этого слова считают суффиксальное образование *swe-d-yo- «владеющий собой, ведающий себя». К этой же корневой основе относят этимологически родственные слова идиома «языковая особенность, особое выражение», свой «собственный, особый», возвратная частица ся- «себя». В санскрите есть родственное слово स्वाहा /сваха/ «привет!». Этим же словом в индуизме именуют несовершеннолетнюю жену божества огня Агни. Согласно мифологическим представлениям, Сваха прислуживает Агни как посредница при низведении на землю божественного огня. В русском языке слово сваха тоже закрепилось в этом значении – «сводня, посредница при заключении браков». Слово сваха до сих пор произносят в качестве благословения в конце некоторых мантр. В этом санскритском слове, означающем сочетание духа с материей при посредничестве огня, содержится древнейший образ «не от мира сего» или «не в себе», или «не ведающий того, что творит». Корнесловно идиот представляет собой невежду, обособленного от мира человека: «сам не свой». В древнегреческом языке есть однокоренное слово ἰδιώτης /идиотис/ — «несведущий человек». Слова невежда и сведение также восходят к этимологическому древнему корню *s(w)e- «свой», как и идиот. По-моему, здесь есть внутреннейший первообраз связи – ведения и видения как способности логически связывать вещи между собой и относить их к себе – самоопределяться и соображать. В древней Греции идиотами называли граждан, живущих вне связей с обществом, не участвующих в общем собрании полиса (политике), в государственной и общественной демократии. В Евангелии апостол язычников Павел, гражданин Рима, в совершенстве владевший несколькими языками, логикой и риторикой, говорит о себе: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов - λογίζομαι γὰρ μηδὲν ὑστερηκέναι τῶν ὑπερλίαν ἀποστόλων: хотя я и невежда в слове, но не в познании εἰ δὲ καὶ ἰδιώτης /идиотис/ τῷ λόγῳ ἀλλ᾿ οὐ τῇ γνώσει /гнози/ (Второе послание апостола Павла Коринфянам, 11:5-6). В отличие от высших апостолов, видевших воплощенный живой Логос – Иисуса Христа, апостол Павел (в переводе с латыни «маленький»), будучи еще Савлом (Саулом), не смог увидеть Его образ на пути в Дамаск, потому что был поражен и на время ослеплен просвещающим Светом истины: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать?» (Деяния апостолов, 9: 3—6). Первое, иудейское имя Павла Савл или Саул в переводе с еврейского буквально значит «одолженный у Бога». Подобно ветхозаветному тезке царю Саулу, который, будучи избранным Богом на царство, гнал угодного Богу пророка Давида, юноша Савл жестоко преследовал христиан. В Дамаск он тоже шел, чтобы гнать Сына Давидова – преследовать первых христиан по политическим причинам. После своего чудесного обращения в Павла, этот общественный деятель и политик Римской империи внутренне прозрел, познал истину во Христе и стал называть себя «идиотис то лого» - «невежда в слове». Апостольское познание Бога было открыто Богом Павлу во время крещения. Ослепший Савл три дня ничего не ел, постился и молил Бога о прощении и исцелении. Наконец, по указанию Господа, раб Божий Анания исцелил его зрение наложением рук: «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд (ἐκλογῆς /эклогис/ - того же корня, что и логос «слово», буквально «носитель Слова»), чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» (Деяния апостолов, 9: 15-19). Внутреннее преображение Савла в Павла – это образец для многих высокообразованных, политически грамотных граждан, которые, приходя в храм Божий на богослужение, чувствуют там себя полными идиотами - невеждами. Это происходит с теми, кто не ведал Христа в своем воспитании с детства, и кто обратился с постом и молитвой к Богу уже взрослым и непростым, когда стало «трудно идти против рожна» во время каких-то болезней и невзгод. Чтобы узреть Бога и не быть идиотом в Слове (ἰδιώτης /идиотис/ τῷ λόγῳ), надо иметь чистое сердце, как у малых детей, или у простых рыбаков, ставших апостолами. Для непростых политиков, идеологов и ученых апостолом Павлом открыт иной путь к Богу: через пост, молитву, крещение и познание Истины (οὐ τῇ γνώσει /у ти гнози/). Юноша Савл познал Господа, когда внезапно был повержен, услышав Его голос. Познать Христа и услышать Его упрек предстоит и всем другим гонителям, которые в своей учености и политической активности презрительно называют простых христиан идиотами. Об этом «обращении савлов» в Евангелии нас предупреждает сам Христос: «Я есмь пастырь добрый; и знаю ( γινώσκω /гиноско/ - от «гнозис» «знание») Моих, и Мои знают (γινώσκουσί /гиноскуси/) Меня. Как Отец знает (γινώσκει /гиноски/ Меня, так и Я знаю (γινώσκω /гиноско/) Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет (γενήσονται /генисонтэ/ - того же корня, что и гнозис «знание») одно стадо и один Пастырь» (От Иоанна, 10:15-16).

См. ведать, знать, откровение.