ИГО

« Назад

ИГО  27.12.2017 05:02

ИГО – происходит от древнего корня *yeug- «соединять, сопрягать». От этого же корня происходит санскритское слово युग /юга/ «хомут, ярмо»; английское yoke /йоук/ «хомут, ярмо»; латинское coniugare /конджугаре/ «запрягать в одну упряжку, спрягать вместе»; современный термин конъюнктура «положение, сложившееся в данный период времени в данном месте, стечение обстоятельств». «Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго (в греческом тексте однокоренное слово ζυγὸν/югон/ «ярмо»)его с выи твоей» (Бытие, 27:38-40). Чтобы побыстрее свергнуть с шеи иго другого человека (брата Иакова), Исав задумал убить своего угнетателя. Конъюнктурные соображения, связанные с конкурентной борьбой за власть и успех в современном мире, часто служат мотивом и оправданием насилия, войн и самоуничтожения как отдельных людей, так и целых народов, стран и государств. Древний корень *yeug- представляется мне сложным, состоящим из двух частей и образов. Его первая часть *yeu- «жизненная сила» - тот же корень, что в слове юный, а вторая - -gъ «связь» - та же, что и в приставке и предлоге ко-/со (как в слове союз – соединение узами). В случае, что это предположение, основанное на тяготении первокорней к форме простых открытых слогов, состоящих из одного согласного и одного гласного звука, верно, причина возникновения ига заключается в юности и в естественной зависимости еще не зрелого и не умеющего самостоятельно различать добро и зло растущего человека от старших начальников: «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Бытие, 8:21). История убедительно свидетельствует о том, что революционные процессы и события, связанные со свержением ига, всегда совершались юными силами, восстающими против старших начальников. Свержение ига – это, как правило, временная и часто гибельная победа юных детей над старыми отцами. В устах Христа, возвещающего миру Новый завет с Богом, слово иго получает иное осмысление. Это уже не подневольное ярмо и бремя, навязанное льстивым сатаной или жестокими властями века сего, а даруемое Спасителем благо: возможность освободиться из плена греховных страстей и добровольно взять на себя Крест Христов, предлагаемый нам как орудие спасения: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (От Матфея, 11:27-28).

См. бремя, сила, труд.