ИГРА

« Назад

ИГРА  11.10.2017 22:59

ИГРА – в этом слове сочетаются два древних корня, содержащих образы восточных обрядов поклонения: *aig- «колебаться», «двигаться» и *ra(j) «кланяться, нагибаться». Первый корень, указываемый во многих этимологических словарях, - тот же, что и в древнегреческих словах αἰσχύνομαι «колебаться» и, возможно, ἄγω «двигать»; а также в санскритском глаголе व्याव्यध् /vyāvyadh/ «кружить, вращать». В этом корне содержится образ колебательного и вращательного движения, вихревой волны. Такие движения совершаются людьми в плясках, в хороводах и в ритуальных танцах, целью которых является вхождение в транс – переход сознания в иной мир. Второй корень *ra(j)в этимологических словарях в связи с этим словом не упоминается, хотя его присутствие очевидно. Учитывая недоказанность наличия этого корня, все же предположим, что он тот же, что и в санскритских словах आराध /ārādha/ «поклонение» и आराधन /ārādhana/ «успех, свершение». В русском языке к этому слову восходят слова радеть «заботиться, стараться» и ради «для». Особо следует отметить религиоведческий термин радение – «форма богослужения, характеризующаяся исполнением эмоциональных песнопений и ритуальных танцев, как правило, связанных с круговым движением, с целью приведения участников в экстатическое состояние». Описывая древние радения и ритуальные игрища, религиоведы часто ссылаются на библейскую Книгу пророка Самуила, в которой описывается радостная пляска царя Давида перед Ковчегом Завета: «Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем. И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные. Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа; и роздал всему народу, всему множеству Израильтян [от Дана даже до Вирсавии], как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому. И пошел весь народ, каждый в дом свой. Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу, и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек! И сказал Давид Мелхоле: пред Господом плясать буду. И благословен Господь, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих (церковнославянский текст более точен и близок к древнегреческому: «и открыюся ( то есть «обнажусь») еще такожде и буду непотребенъ предъ очима твоима» - в игре человек не боится потерять лицо перед другими людьми. Он полностью раскрывает себя перед предметом своего поклонения, предавая себя ему), и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен (опять неточность: «и съ рабы́нями, о ни́хже реклá еси́, непрослáвлену бы́ти ми́» - то есть, Давид согласен уподобиться рабыням и быть наравне с ними перед людьми – игра уравнивает людей разных социальных слоев). (Вторая книга Царств, 6: 14-22). Итак, согласно Библии и религиозным традициям многих народов Востока, изначально игра – это радостная пляска в сочетании с песнопениями, направленная на духовное самоуничижение человека и возвеличивание Бога. Суть игры как древнейшего сочетания «колебаний и кружений» с «поклонением и успехом» заключается в экстатическом (экс- – «вы-, из»; стасис или статус «состояние») выходе человека из себя, в потере себя ради высшей духовности. К сожалению, по мере отступления от Бога и возрастания идолопоклонства, люди стали все чаще прибегать к игре как к средству безрассудного экстатического сочетания с нечистыми духовными силами, о чем предупреждает апостол Павел: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 10:7); Память об играющем на псалтири, поющем, пляшущем и веселящемся о Господе пророке Давиде сохранилась в Евангелии. Христос в своей Нагорной проповеди Заповедей блаженства призывает людей не просто возвеселиться (как написано в Синодальном переводе евангелий), но именно взыграть в ответ на гонения и хулу со стороны антихристиан: «Блажéни бýдете, егдá (когда) возненави́дятъ вáсъ человѣ́цы, и егдá разлучáтъ вы́, и понóсятъ, и пронесýтъ (произнесут) и́мя вáше я́ко злó, Сы́на человѣ́ческаго рáди. Возрáдуйтеся въ тóй дéнь и взыгрáйте: сé бо мздá вáша мнóга на небеси́. По си́мъ (таким же образом) бо творя́ху прорóкомъ (имеются ввиду убитые или преследовавшиеся властями ветхозаветные пророки, включая Давида) отцы́ и́хъ» (От Луки, 6:22-23).

См. люди, радость, веселие.



Ваши отклики, вопросы


2019-08-03 14:57:45 Сергей #
Интересная трактовка. Тоже заюзал у себя на сайте некий ремейк этого:
http://serg-romanov.ru/articles/igra-kompyuternaya-ne-kak-besovskoe-razvlechenie/

Ответить / Цитировать

Добавить отклик *Имя:


E-mail:


*Отклик:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее