ИСКУПИТЬ

« Назад

ИСКУПИТЬ  03.04.2018 14:53

ИСКУПИТЬ – в этом приставочном глаголе основной корень – тот же, что и в глаголе КУПИТЬ. Приставочный корень восходит к тому же древнему корню, что и предлог ИЗ. В русском языке понятие об искуплении закрепилось в период раннего Средневековья, когда торговали пленниками и рабами. Само слово пришло к нам из греческого языка времен расцвета Византийской империи как буквальный перевод термина ἀπολύτρωσιν «выкуп из плена (рабства)», образованного от глагола λυτροω /литро/ «выкупать» и предлога ἀπο /апо/ «из, от». Из чего, или от кого выкупать? – Из рабства. Что, или кого выкупать? – Если искупаем чужую вину и чужой грех, то других людей выкупаем. Если искупаем собственные грехи и обязательства (нами же выданные долговые расписки), то пытаемся выкупать самих себя, точнее, свои души. Я пишу «пытаемся», потому что выкупать себя и свою душу из рабства Божия не надо: Бог ведь сотворил нас свободными по Своему образу, поэтому Он предоставляет тех рабов, которые отрекаются от Него, самим себе без всякого выкупа. Забрав свою долю Его имения, эти рабы, подобно блудному сыну из притчи, уходят на сторону. Другое дело – князь мира сего и его управляющие (демоны и бесы). Они охотно скупают безценные Божьи души тех людей, которые продают себя им за временные материальные ценности, удовольствия и другие «стеклянные бусы». Эти люди становятся по своей воле зависимыми, порабощенными злой волей нечистых духов. Могут ли они сами себя выкупить, если лукавый хозяин постоянно присваивает плоды их трудов себе, обирая их до нитки? Такие работники лукавого подобны нищим на перекрестках, которым Бог подает от Своих щедрот, а их «смотрящие» бесы сразу же отбирают поданное, не давая только до времени умереть, чтобы иметь доход, воруемый от Бога. Разумеется, тот кто продался злым господствам, властям и силам мира сего, сам себя искупить уже не сможет - нечем. Вот мы и молим Христа Бога: «Выкупи нас из рабства греха, мы лучше тебе поработаем, как прежде поработали Сатане льстивому!». Получается, как в той детской сказке про кота, дрозда, петушка и лису. Уходят кот и дрозд(ангел-хранитель) из дому (телесный храм), а лиса под окном поет: «Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова бородушка, масляна головушка! Выгляни в окошко – дам тебе горошку!» А там, хвать его, и бежать! Ну тут уж душа наша начинает вопить «Несет меня лиса за леса и за горы, помоги, Господи!». Помогает. Потом опять лиса начинает свое под окошком (а это есть тело наше, в котором душа живет) «Мужики ехали, зерно просыпали. Куры клюют, петушку не дают!» - «Как не дают?!» - высовывается завистливая душа из храма своего, тут лиса и сцапывает ее опять… Длинная это сказка, длинною в жизнь. Основная часть слова ИСКУПЛЕНИЕ глагол КУПИТЬ в современном русском языке происходит от латинско-германского корня caupon(a) /каупона/ «торговая точка», «трактир». Интересно, что однокоренной глагол cauponari /купонари/ в переводе с латыни означает не только «торговать», но и «плутовать». В научной этимологии это слово считается неясным по происхождению, темным. Все же, за неимением достоверных научных данных, дерзнем предположить, что глагол КУПИТЬ восходит у двум древнейшим корням: *ker- «драть, отрывать» - тот же, что и в шкура, скорняк; *newo- «нов(ый)», буквально «привитый, вновь привязанный» - тот же, что в русском новый; в санскритском नव /нава/ «новый, молодой». Новым в древности называли неведомое, «то, не знаю что». Это понятие связано со славянской навью «потусторонним нижним миром», куда уходит неправая душа после смерти. Сочетание двух корнесловных образов порождает единое представление о купле: торг, в котором сначала отдирают (отрывают) покупаемое от прежней основы, а затем, прививают купленное (оторванное) к своей новой основе. В христианской культуре, связанной с искупительной Крестной жертвой Иисуса Христа, древнейшее представление о связи искупления со смертью получает новый, более глубокий и сокровенный смысл. Ценой своей жизни и Крестных страданий Христос выкупил из лап смерти, из рабства и плена князя мира сего всех людей, обманом «проторговавшихся», отторгнутых от своего Отечества Небесного и привязанных ядовитым змеиным лукавством к Древу познания и смертному греху. Стали ли мы после искупления Христовой жертвой лишенными свободы рабами, прикованными к Престолу Господа? – Нет! Мы стали не только выкупленными, но и освобожденными от чужих уз богоподобными существами. Остались только наши собственные свободные «валентности» - возможности связывать себя добровольными узами, прививаясь к крестному Древу Жизни Иисуса Христа. Есть также возможность «наступать на те же грабли» - опять продаваться в рабство грехам и страстям, или быть по собственной жадности, зависти и тупости обманом захваченным лисой подобно петушку из вышеупомянутой сказки. Человек на земле не может жить вне совокупности. Весь вопрос в том, с кем мы совокупляемся в единое целое - духовно с Богом в Единую Церковь, которая есть Тело Христово, или плотски с мирщиной, которая есть совокупность сетей и хитрых силков, улавливающих души людей в погибель и рабство смерти. Вот что сказано о нашем искуплении и возможных совокуплениях в Евангелии: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силой Своей. Разве не знаете, что тела ваши – члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся (κολλώμενος /колломенос/) с блудницей становится одно тело с ней? ибо сказано: "два будут одна плоть". А соединяющийся (в греческом оригинале снова κολλώμενος «совокупляющийся») с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши – храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогой ценой. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые – Божьи» (Апостола Павла, первое послание Коринфянам, 6:12-20).

См. из, катарсис, новый.