ИЗ

« Назад

ИЗ  26.03.2017 21:14

ИЗ происходит от древнего славянского корня *jьz-, состоящего из двух древнейших  первокорней: *jь «и» (местоимение третьего лица единственного числа, совр. «он, его») и *zъ «за», «по ту сторону, вдали отсюда, там». В целом восходит к единому предствалению «явление третьего лица оттуда сюда, или отсюда туда; движение  от места, находящегося здесь, к месту  по ту сторону, и наоборот». Перый корень и «он, его» изначально был формой указательного местоимения – указание на третье лицо или предмет, находящийся в отдалении от говорящих (меня и тебя). Поэтому некоторые лингвисты называют проиясходящее от и местоимение третьего лица он не личным, а лично-указательным. «Я́ко  на мя́ уповá (надеется), и избáвлю и́ (его): покры́ю и́ (его), я́ко познá и́мя моé» (Псалом Давида 90:14).  Движение, определяемое в современной речи приставкой вы- («выход»), исконно определялось приставкой из- («исход». «И бы́сть по четы́редесятих днéх от­вéрзе Нóе окóнце ковчéга, éже сотвори́, и послá врáна [ви́дѣти, áще уступи́ла водá от­ лицá земли́]: и изшéд (вылетев) не воз­врати́ся, дóндеже (пока) изся́че водá от­ земли́» (Бытие, 8:7). «Тогдá при­­коснýся óчiю и́х, глагóля: по вѣ́рѣ вáю бýди вáма. И от­верзóстася óчи и́ма: и запрети́ и́ма Иисýс, глагóля: блюди́та, да никтóже увѣ́сть. О́ни же изшéдша (выйдя) прослáвиста егó по всéй земли́ тóй. Тѣ́ма же исходя́щема (когда они выходили), сé, при­­ведóша к немý человѣ́ка нѣ́ма бѣснýема. И изгнáну бѣ́су, проглагóла нѣмы́й» (От Матфея, 9: 28-31). Противоположное изхождению направление движения – возвращение, вхождение внутрь: «Егдá же нечи́стый дýх изы́дет от­ человѣ́ка, прехóдит сквоз­ѣ́ безвóдная мѣ́ста, ищя́ покóя, и не обрѣтáет: тогдá речéт: воз­вращýся в дóм мóй, от­ню́дуже изыдóх. И при­­шéд обря́щет прáзден, пометéн и укрá­шен: тогдá и́дет и пóймет с собóю сéдмь и́ных духóв лютѣ́йших себé, и в­шéдше живýт тý: и бýдут послѣ́дняя человѣ́ку томý гóрша пéрвых» (От Матфея, 12: 43-45). 

См. в, за, он.