ХАРАКТЕР

« Назад

ХАРАКТЕР  25.07.2018 20:48

ХАРАКТЕР – древнейшее слово, пришедшее в русский язык в конце 17- начале 18 века, то есть в Петровскую эпоху. Вначале оно произносилось на греческий манер /характир/. В российской научной этимологии принято ограничиваться в выявлении древних корней этого слова тем, что оно восходит к древнегреческому χαρακτηρ /характир/ «черта, примета, знак». Мы и сейчас говорим о «чертах характера», или о «характерной черте» какого-либо человека предмета или явления. Характеристика человека, или производственного процесса, или продукта устойчиво определяется как свойственная ему «совокупность отличительных черт». Смысловая близость и фонетическое созвучие слов характер, карта («начертание»), черта (древнее закономерное чередование согласных х/к/ч и гласных а/е), позволяет предположить, что черта и характер – это этимологически однокоренные слова. По-моему, все они восходят к единому древнейшему первообразу. Российская этимологическая наука традиционно возводит слово черта к древнему корню *(s)ke-r «резать, рубить, отделять», где *(s) – приставка, а –r – расширитель. Этот корень чрезвычайно плодоносен. К примеру, шкура, скорняк; само слово корень, как и кора, корить, короткий, тоже возводятся этимологами к *(s)ke-r и к единому с характер первообразу «резать, рубить, отделять». Корни и кору дерева отрубают и отделяют, когда делают из него бревно. Так же мы до сих пор говорим и человеке, проявляющем свой характер: надо его укротить, дать ему укорот – «обрезать». Еще с несговорчивых сотрудников, проявляющих свой характер на производстве, начальники «снимают стружку»; «выкорчевывают с корнем» их неугодные личные черты. Увольняющимся после такой деревообработки сотрудникам обычно дают устные и письменные характеристики, в которых особо отмечаются их положительные (можно оставить) и отрицательные (надо резать и отрубать) личные черты. С производственным сырьем тоже так поступают: обрабатывают, сохраняя положительные характеристики (черты), и отделяя отрицательные. В результате из своеобразных и неповторимых в своей особенной красоте деревьев получаются одинаковые бревна и доски «без сучка-без задоринки». Кстати отметим, что к древнему корню *(s)ke-r «резать, рубить, отделять» по данным ученых-этимологов относится еще слово черт «куцый, хромой – тот, кому подрезали хвост, обкорнали и дали укорот». В английской научной этимологии заимствованное из древнегреческого и латыни слово carecter /кэректер/ «характер» датируют 15 веком и относят к древнегреческому существительному, звучащему как /kharax/ «клеймо, царапина» и глаголу / kharassein/ «вырезать, чертить, царапать». Далее британские ученые указывают на то, что это слово является «пред-греческим», и этимология его неясна. Тем не менее, древний образ характера у них тот же, что и в русской этимологии слова черта: «вырезанная отметина, нацарапанное». В современном греческом языке есть слово, сохранившее корнесловную связь с характером, но уже не воспринимающееся греками как родственное: χάραγμα /харагма/ «монета». Есть также и родственное харагме довольно древнее слово κέρμα /керма/ «деньги». Деньги меняют характеры и неслучайно они издревле несут на себе начертания и образы тех великих людей, которые их силой уподобляют других своему образу и властвуют над многими умами, сердцами и характерами простых смертных. Придя в мир, Слово Божие Иисус Христос стал освобождать характеры людей из-под власти денег и возвращать нас к уподоблению Отцу Небесному: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег (κερματιστὰς /керма/ καθημένους). И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги (τὸ κέρμα /керма/) у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли» (От Иоанна, 2:12-16). Об угрозе измены и порчи характера под влиянием денег и торговли многократно говорится в Священном писании. К примеру, в Откровении Иоанна Богослова есть пророчество о том, что в конце времен люди, не изменившие Богу, спасутся тем, что сохранят дарованный им богоподобный характер - образ. Местью таким людям станет то, что антихрист, носящий образ и начертание Зверя, отлучит всех, кто не покорится ему (слово покорить одного корня с корень, корить, характер) от возможности торговать, то есть пользоваться деньгами с его начертанием: «И он сделает то, что всем, малым и великим (καὶ ποιεῖ πάντας τοὺς μικροὺς καὶ τοὺς μεγάλους /кэ поэйи пантас тус микрос кэ тус мегалос/), богатым и нищим (τοὺς πλουσίους καὶ τοὺς πτωχούς /тус плусиус кэ тус птохус/), свободным и рабам (τοὺς ἐλευθέρους καὶ τοὺς δούλους/тус элевферус кэ тус дулус/), положено будет начертание (ἵνα δῶσιν αὐτοῖς χάραγμα /инадосин афтис харагма/) на правую руку их или на чело их (ἐπι τῆς χειρὸς αὐτῶν τῆς δεξιᾶς ἢ ἐπι τὸ μέτωπον αὐτῶν /эпи тис хирос афтон тис дексиас и эпи то метопон афтон/), и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать (καὶ ἵνα μή τις δύνηται ἀγοράσαι ἢ πωλῆσαι /кэ ина ми тис динитэ агорасэ и полисэ/), кроме того кто имеет (εἰ μὴ ὁ ἔχων /эй ми о эхон/), это начертание (τὸ χάραγμα), или имя зверя (τὸ ὄνομα τοῦ θηρίου /то онома ту сириу/), или число имени его (ἢ τὸν ἀριθμὸν τοῦ ὀνόμα τος αὐτοῦ /и тон арифмон ту онома тос афту/))» (Откровение апостола Иоанна Богослова, 13:16-17).

P.S. Корень *(s)ke-r , от которой произрастает слово характер, - составной. В его основе скрыт более простой корень и образ, который во многом проясняет причину порчи человеческих характеров. Об этом образе будет подробно сказано в статье черта.

См. имя, черта, число.