ХОТЕТЬ

« Назад

ХОТЕТЬ  15.01.2018 23:37

ХОТЕТЬ – попредположениям ряда этимологов, происходитот древнего корня *swe-: *swo-: *swō- «присваивать, делать своим» - того же, что в слове свой. Этимологи дружно называют родственными хотеть глаголы хитить, хватать, сватать; имя существительное охота. В болгарском языке, как и в некоторых говорах русского языка, сохранилась более древня форма слова охота – охвота. Хотение подобно горящему огню, охватывает человека, охочего до тех или иных вещей. В отличие от воли, хотение часто оказывается той безликой силой, которая захватывает всего человека, подчиняет себе его дух более властно и скрытно. Выражение «Я хочу» близко по смыслу к «Я произволяю», но нельзя сказать «Мне волится» - только «Мне хочется», или «Мне охота». Кем хочется? – Неведомо. Вольный человек остается в своей власти, невольник – во власти видимого рабовладельца, которому воля может противиться, а охваченный охотой оказывается безвольной игрушкой во власти своего невидимого хозяина. Охота пуще неволи. Неслучайно состояние, в котором человек делает не то, что осознанно хочет, а то, что ему очень хочется, в психиатрии определяется как патологическая зависимость. Тот, кто хочет бросить курить, все равно курит, потому что хочется. Зависимый от охоты человек признает: «Это сильнее меня». Когда зависимого, но гордого и самолюбивого человека обличают в этой духовной слабости, он часто оправдывает себя самообольщением: «Что хочу, то и делаю», или «Захочу – и брошу». Неспособность человеческого духа и воли самостоятельно без Божьей помощи противиться скрытой нечистой силе охоты описал в своем послании к римлянам апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю тó, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Поэтому ныне нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Апостола Павла послание Римлянам, 7:15-25, 8: 1-7). Тот, кто является своим во Христе, становится чуждым похотям греховной плоти, и наоборот: тот, кому более свойственна похотливая плотская жизнь, отчуждает себя от Бога и противится вечной жизни во Христе. «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (От Марка, 8:34-38).

См. воля, желание, свой