КОРЕНЬ

« Назад

КОРЕНЬ  18.04.2017 08:03

КОРЕНЬ – от древнего корня *kerъ- «резать, отсекать, рубить». Буквально, «часть растения, отсекаемая и остающаяся в почве при сборе урожая». Находится в более или менее близком родстве с кора, корчевать, расти, рыть, резать, рвать; с английским root и еще с великим множеством слов, связанных с представлениями и росте и сборе выросшего урожая. Однокоренным словом черен(ок) в славянских наречиях называли и рукоятку лопаты, и коренной зуб, и дуб, и лиственный («черьный») лес. От этого же корня с дополнительным согласным *ker(p)- произошли греческое карпос «плод урожая», английское harvest «собирать урожай», латинское carpere «резать, делить», санскритское krpana- «меч». «Ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень (ῥίζωμά «ризма») твой из земли живых» (Псалом Давида 51:7). Извлечение корня означает окончание жизни не только единичного растения, но и всего его рода – искоренение. Чтобы род выжил после извлечения корня, необходим обратный процесс: укоренение в новой почве. Плотские и духовные корни человека проникают в почву из его сердца. «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; и пропадет таким образом сытый с голодным; не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие завета сего, написанное в сей книге закона, и изгладит Господь имя его из поднебесной» (Второзаконие, 29:18-20). Имя – тоже корень, только не плотский, а духовный. В крови человек плотью укореняется на родной земле, а в нарекаемом при крещении имени – духом в Небесном Отечестве.   «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень (ῥίζα «риза») свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня (ῥίζης «ризис») и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень (ῥίζα «риза») держишь, но корень (ῥίζα «риза») тебя» (Апостола Павла послание Римлянам, 11:14-18).

См. имя, почва, сердце.