КРОТКИЙ

« Назад

КРОТКИЙ  22.03.2021 22:48

КРОТКИЙ – Кро́ткий. Общеслав. Суф. производное (суф. -ък- > -к-) от krotiti «укрощать, давать укорот». В диалектах еще сохранилось одно из древних значений«кастрировать». Того же корня *kъr-/kьr-, что укрощать, корнать, короткий. Важно учитывать украинский глагол корня́ти «колоть, бить, рубить» и болгарский ко́рнувам «выдираю». Эти слова указывают на близкое «ветвенное» родство КРОТКИЙ с КОРЕНЬ и КРОНА. Когда дерево выкорчевывают, то есть выдирают с корнем, его крону и корни обрезают: укорачивают, придавая ему нужную форму бревна. Важно также видеть родство КРОТКОГО со словом ПОКОРНЫЙ, корнесловно «смирившийся после укорота-обрезания». Краткий гласный /ъ/ в корне *kъr- может также проявиться как /у/: КУРНОСЫЙ – однокоренное с КОРНОУХИЙ и КРОТКИЙ. Образ укорота, резания по живому проявляется также в санскритском слове क्रूर /крура/ «рана». КРОТОСТЬ отличает культуру от дикой природы растений, животных и человека. Путем «отрезания лишнего» садовник придает красивую форму кронам растений.Стрижка (глагол «корнать») отличает культурного человека от дикаря. Как качество души КРОТОСТЬ отличает воспитанного сдержанного и скромного человека от невоспитанного буйного и своевольного наглеца. Особую важность для культуры имеет КРОТОСТЬ человеческого сердца: очищение его от всяких посторонних прилогов, вызывающих раздражение и сердитое состояние. Если чуждый раздражитель подобно семени сорняка проникнет в почву сердца и укоренится в нем, человек может потерять способность к смирению; стать раздражительным, сердитым и недовольным жизнью. КРОТОСТЬ – это основа сердечного смирения и покоя внутреннего мира: «Вся́ мнѣ́ предана́ су́ть Отце́мъ мои́мъ: и никто́же зна́етъ Сы́на, то́кмо Оте́цъ: ни Отца́ кто́ зна́етъ, то́кмо Сы́нъ, и ему́же а́ще во́литъ Сы́нъ откры́ти. Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ тружда́ющiися и обремене́ннiи, и а́зъ упоко́ю вы́: возми́те и́го мое́ на себе́ и научи́теся от мене́, я́ко кро́токъ (в греческом оригинале πραΰς /праус/) е́смь и смире́нъ се́рдцемъ: и обря́щете поко́й душа́мъ ва́шымъ: и́го бо мое́ благо, и бре́мя мое́ легко́ е́сть» (От Матфея, 11: 27-30). Древнегреческое πράος «кроткий» ученые возводят к древнему корню *preyh- «любить, принимать, испытывать чувство приятия», тому же, что и в санскритском प्रीयते /прияте/ «доволен». К этому же корню относят польское przyjaźń /пшиязнь/ «дружба, благорасположение»; русские приятель, приязнь. В германских языках на смену звуку /п/ в корне этого слова пришел звук /ф/: немецкое frei /фрей/ «свободный»; английское friend /френд/ «друг». КРОТКИЙ человек приятен другим, потому что он сам испытывает чувство приязни к ним и к этому миру, является дружелюбным и любящим от чистого сердца. Именно чистота сердца, в котором нет «сорняков» зла, неприязни и ненависти, согласно Евангелию сделает КРОТКИХ, то есть чистых сердцем людей наследниками обновленной и очищенной Апокалипсисом Земли: «Блаженны кроткие (в оригинале πραεῖς /праис/), ибо они наследуют землю» (От Матфея, 5:5). Евангелие многократно указывает на то, что главными врагами КРОТОСТИ как основы земной культуры и спокойной мирной жизни являются раздражение и несдержанность. Например, «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость (в оригинале πραΰτης /праутис/), воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (πραΰτητος /праутетос/), наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Апостола Павла послание к галатам, 5:22- 6:2). Чтобы дать себе укорот, то есть обрести необходимую для мирной культурной жизни КРОТОСТЬ, согласно Евангелию, бывает необходимо прибегнуть к скрытому в корне этого слова образу действия: резанию по живому: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф.5:27-30).

См. волк, овца, смирение.