ЛИТЬ

« Назад

ЛИТЬ  26.03.2017 21:51

ЛИТЬ – ученые-этимологи считают это слово происходящим от неизвестного корня. Ясно то, что лить восходит во многих языках к образу «лить, капать, течь». Между тем, в славянорусском языке сохранилось представление о литье как о воплощении духа: вылитый отец, вылитая мать, похожи как две капли воды. В народном представлении то, что льется, исходит из высшего духовного источника и воплощается в тонкой материи: пролить свет, льется песня, сердечные излияния. К тому же корню, что и лить, бесспорно относится влияние – воздействие на душу силой духа. Доказано также корнесловное родство лить и лой («свиное сало»), слой. Спорным, но по нашему мнению,  достоверным является родство с глаголом слыть (ранее - слути), а следовательно и с родственными слыть словами слава и слово. Согласно Библии, излияние Божьей благодати в Слове - это творение, то есть преобразование  льющейся Силы Творца  в материальные формы жизни: утверждение сотворенного: «В начáлѣ сотвори́ Бóг нéбо и зéмлю. Земля́ же бѣ́ неви́дима и неустрó­ена, и тьмá верхý бéздны, и Дýх Бóжiй ношá­шеся верхý воды́. И речé Бóг: да бýдет свѣ́т. И бы́сть свѣ́т. И ви́дѣ Бóгъ свѣ́т, я́ко добрó, и разлучи́ Бóг междý свѣ́том и междý тьмóю. И наречé Бóг свѣ́т дéнь, а тьмý наречé нóщь. И бы́сть вéчер, и бы́сть ýтро, дéнь еди́н» (Бытие, 1:1-3). Речь, подобно реке, течет и льется. Изречение Слова оказывало свое животворящее влияние на суть невидимой и неустроенной Земли. Наречение света словом «день» и тьмы «ночью» стало утверждением Воли Творца. Творить и твердый – этимологические однокоренные слова. В седьмой молитве древнего утреннего правила православных христиан звучит обращение к Богородице как к  Небесному живоносному источнику благодати Божией – духовной силы, воплощающей Слово: «Превысшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи».  Слитие превыше мирского (земного) происходит в душе человека, в крови: «В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь (кровь лозную) и выливал ее к подножию жертвенника в воню́ благоухания Вышнему Всецарю».  (Премудрость Иисуса сына Сирахова, 50:16-17).   Влияние Духа Божьего на плоть преображает ее так, что обычные люди становятся сосудами и источниками Божьей благодати и истины – пророками (рок и речь – однокоренные слова): «И бýдет в послѣ́днiя дни́, глагóлет Госпóдь, излiю́ от­ Дýха мо­егó на вся́ку плóть, и прорекýт сы́нове вáши и дщéри вáши, и ю́ноши вáши видѣ́нiя ýзрят, и стáрцы вáши сóнiя ви́дят: и́бо на рабы́ моя́ и на рабы́ни моя́ во дни́ о́ны излiю́ от­ Дýха мо­егó, и прорекýт» (Деяния апостолов, 2:17-18). Благодать Божия, вливающаяся в сердце человека Словом и Духом Истины, в Евангелии называется любовью: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Апостола Павла послание Римлянам, 5:3-5). 

См.: благо, любовь, слово.