ЛИЦО

« Назад

ЛИЦО  18.04.2017 07:44

ЛИЦО – древние корни этого слова учеными-этимологами не выяснены. Предположения авторов словарей о родстве слов лицо-лик и о связи этих слов с образом изгиба щеки мало что проясняют. Согласно Священному писанию, слово лицо восходит к образу литья, льющейся воды, то есть происходит от того же корня, что и слово, слава. Лик — слово, признаваемое этимологами однокоренным с лицо, означает слитие воедино, собрание людей или ангелов, единодушных друг с другом, то есть питаемых одним духом. Лицо, согласно Библии, - вместилище духа, орган восприятия вдохновляемой благодати, уста души и плоти: «истóчник же исхождáше из земли́ и напая́ше всé лицé земли́. И создá Бóг человѣ́ка, пéрсть [взéм] от земли́, и вдýну въ лицé егó дыхáнiе жи́зни: и бы́сть человѣ́к в дýшу жи́ву» (Бытие, 2:6-7). Та благодать, которая воспринимается лицом земли и человека, как видно из приведенного стиха, исходит и «из земли» - изнутри естества, и свыше, от вдохновляющего Бога. На лицах людей отражается то влияние (от глагола лить!), которое оказывает в их души та или иная духовность: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (От Матфея, 6:16-18). Главным лицом Священного писания, полное уподобление которому невозможно даже и для преподобных, явился сам Бог и Слово Божие Иисус Христос. Человеческое лицо Его иное, отличное от всех людей. Лица преподобных святых подобны единосущному и нераздельному Лику святой Троицы, но они есть лик человеческий, разделяемый и часто отдаляющийся от сущности жизни. Сын же Человеческий и Слово Божие Иисус Христос представляет собой воплощенное единство Лика и Лица: Лик Троицы единосущной и нераздельной и Лицо (Ипостась) Сына Божия, воплотившееся в облике сына человеческого. Истинное лицо Его иное, так как сам Он постоянно вдохновляется Духом Истины, исходящим от Отца, который в Нем, как и Он в Отце: «И бы́сть егдá моля́шеся, видѣ́нiе лицá егó и́но, и одѣя́нiе егó бѣлó блистáяся» (От Луки, 9, 29). На лицах людей, в отличие от Христа, постоянно отражается состояние борьбы исходящего изнутри духа и слова человеческого с изливаемой свыше благодатью Духа и Слова Истины. В древнегреческом языке лицо (προσωπον — просопон)  - это название театральной маски, личины (римская персона), примеряемой в зависимости от роли актера-жреца. Просопон происходит от двух корней: προσ- «обращение к (кому-то)», тот же, что и в славянском просить; -ωπ «взгляд, внешний вид», тот же, что в офтальмология и в латинском оптика. Взирая на лица, с лицеприятием,  люди предпочитают свои слова Слову Божию. Они прежде всех обращаются друг к другу и внешнему миру, тем самым отвращаясь от Бога и нарушая Первую заповедь: «Сíи сýть ропотницы́, укори́тели, въ пóхотех свои́х ходя́ще нечéстiем и законопреступлéнiем: и устá и́х глагóлют прегóрдая: чудя́щеся (радующиеся) ли́цам пóльзы рáди» (Апостола Иуды послание, 1:18). Современное научное определение  языка как средства общения между людьми, - лицемерие и мерзость перед Лицом Божьим. Господь воспрепятствовал строительству Вавилонского столпа, смешав язык, чтобы люди обратились в своих словах и делах прежде к Нему, а затем уже в Нем — друг к другу: «И разсѣ́я и́х оттýду Госпóдь по лицý всея́ земли́: и престáша зи́ждуще грáд и стóлп. Сегó рáди наречéся и́мя егó смѣшéнiе, я́ко тáмо смѣси́ Госпóдь устнá всея́ земли́, и оттýду разсѣ́я и́хъ Госпóдь по лицý πρόσωπον  всея́ земли́» (Бытие, 11:8-9). Обрести славу сыновства Божия и возвратить  истинное лицо человеку дано только во Христе, путем отвращения от человекоугодия и лицеприятия: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Апостола Иакова послание, 2:1-4).

 См. вид, слово, язык.