ЛОГИКА

« Назад

ЛОГИКА  15.04.2018 19:38

ЛОГИКА – от двух древнейших корней *lъ- «лить» (ранее «лыти») и *ghe(u)- «создавать и, призывая, возбуждать к жизни». Первый корень *lъ- – тот же, что и в таких многочисленных русских словах, как (с)лыть, (с)лой, (с)лог, ложе, лоза, (пред)лог, (за)лог, (на)лог, (с)лово, (с)лава, (в)лага. Второй корень *ghe(u)- - тот же, что и в таких не менее многочисленных русских словах с чередованием начальных г/ж/з, как голос, глагол, гул, гудеть, гореть, жечь, зов, звук, годить, год, (у)годный; в английских God /год/ «Бог», good /гуд/ «добрый, хороший». Надо отметить, что, приводимая нами этимология не признается учеными и отсутствует в этимологических словарях, где древнейшие корни слов Логос и логика признаются невыясненными. Сочетание двух корнесловных образов порождает единое представление о логике, как о творческом горении и влиянии, созидающем вещи и возбуждающем в них жизнь. Логикой, согласно Священному Писанию, является действие Логоса, то есть суждение, суд Бога Отца в Духе Истины, творимый Сыном и Словом Божиим Иисусом Христом. Об этом многократно пророчествует Ветхий Завет. К примеру: «ибо Слово Господне(ὁ λόγος τοῦ κυρίου)право и все дела Его верны. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. Словом Господа (τῷ λόγῳ τοῦ κυρίου) сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» (Псалом Давида 32: 4-6). Логика (суд, суждение и рассуждение) Творца Бога отлична от логики человеческих суждений в главном: Слово Бога (Логос) всегда право и поэтому вечно живо и неизменно, а логические умозаключения человека, во многом прекословящие Богу, – временны, преходящи и ложны: «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. Господь разрушает советы язычников, уничтожает мысли ((λογισμοὺς /логисмус/ , то есть логику) людей, [уничтожает логику князей]. Совет же Господень стоит вовек; помышления (λογισμοὶ /логисми/ Логика) сердца Его – в род и род» (Псалом Давида 32: 10-11). Согласно основному принципу человеческой научной логики, называемой еще формальной, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой (структурой), и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Такого рода ошибочные взгляды на логику неизбежно порождали и продолжают порождать в людях противоречия между умом и сердцем («ум с сердцем не в ладу»), а внутри сердец – богоборчество. В Священном Писании постоянно указывается на то, что логика порождается не умом, а сердцем, так как все помышления ума исходят из самой сердцевины живого существа – из сердца: «Неправо умствующие (λογισάμενοι /логисамени/ «логически рассуждающие») говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово (ὁ λόγος /логос/) – искра в движении нашего сердца» (Книга премудрости Соломона, 2:1-2). Далее, обличая заблуждения оторванной от Бога человеческой логики, пророк утверждает: «Так они умствовали (ἐλογίσαντο /элогисанто/ «логически рассуждали»), и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Книга премудрости Соломона, 2:21-24). Христос, согласно Евангелию, родился как воплощенное Слово Отца Небесного и как человек, чтобы Своим самопожертвованием исправить порочную дьявольскую (обманчивую) логику человечества и спасти нас от смерти. «И Слово (ὁ λόγος) стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (От Иоанна, 1:14). Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, свободен в своем выборе между собственной лукавой самоубийственной логикой и Логикой вечной жизни в Логосе-Христе. Глубоко воспринятый добрыми и чистыми сердцами, Логос укореняется в них, и тогда человеческие души начинают терпеливо приносить плоды вечной жизни, побеждающей смерть. Умозрительный и действительный переход от лживой логики самооправданий к Логике Слова Божьего возможен только на том Крестном пути в Отечество Небесное, который проложил и открыл для каждого человека Иисус Христос: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово (τὸν λόγον /Логон/) Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово (ὁ λόγος /Логос/) Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову (τοῦ λόγου /логу/) их» (От Иоанна, 17:13- 20).

См. истина, лгать, слово