МЕЧТА

« Назад

МЕЧТА  29.02.2020 07:59

МЕЧТА – происходит от того же древнего корня *мьгъ- «мелькать, мерцать», что и МГЛА, МИГ, МИГАТЬ. К этому же корню восходят литовское miega /миега/ «сон» и латышское miegs /миегс/ «сон». Как связан образ «мелькать, мерцать» со сном? – На этот вопрос наука ответила в 1953 году, когда за Натаниэл Клейтман и Юджин Асерински из Чикагского университета открыли фазу быстрого сна, характеризующуюся повышенной активностью головного мозга. Одним из признаков этой фазы являются быстрые движения глазных яблок. В среднем за ночь цикл быстрого/медленного сна повторяется примерно от четырёх до пяти раз. Фазы быстрого сна составляют примерно четверть времени ночного сна. Замечено, что общая относительная продолжительность сна-МЕЧТЫ (быстрых движений глазных яблок при сомкнутых веках) больше после стресса, испытанного за день, а доля спокойного глубокого сна возрастает при физических нагрузках. Около 85 % подопытных, разбуженных через несколько минут после начала фазы быстрого сна-МЕЧТЫ, заявляют, что видели прекрасные «цветные» сны. Человек становится МЕЧТАТЕЛЕМ буквально «в мгновение ока», то есть в тот МИГ, когда, мигая и моргая, он закрывает глаза на действительные события. Закрывая глаза на то, что происходит в настоящей жизни, люди предают себя МЕЧТЕ. Мигая или моргая глазами, хитрецы невольно выдают желание выдать свой обман (мечтательное наваждение) за истину. В русском языке выражение «Не моргнув глазом» означает особый вид лукавства: наглую ложь, произносимую под видом честного слова. «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления» (Книга притчей Соломоновых, 6:12-15). «Кто мигает глазом, тот строит козни, и никто не удержит его от того; пред глазами твоими он будет говорить сладко и будет удивляться словам твоим, а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн; многое я ненавижу, но не столько, как его; и Господь возненавидит его» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 27:24-26). Если проморгать тот миг, когда твою бдительность усыпляют, и впасть хоть на мгновение в гипнотическое состояние прекрасной МЕЧТЫ, можно незаметно потерять волю и чистоту души, оказавшись в плену иллюзий и в рабстве греха. Согласно Библии, источником МЕЧТАНИЙ является нечистое сердце. Особенно страшны МЕЧТЫ у грешников: «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех. Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца. От сидящего на славном престоле и до поверженного на земле и во прахе, от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его. Мало, почти совсем не имеет он покоя, и потому и во сне он, как днем, на страже: будучи смущен сердечными своими мечтами, как бежавший с поля брани, во время безопасности своей он пробуждается и не может надивиться, что ничего не было страшного. Хотя это бывает со всякою плотью, от человека до скота, но у грешников в семь крат более сего» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 40: 1-9). В Новом Завете МЕЧТА связывается с накопленным в сердце злом, с ложными взглядами и болезненным состоянием грешной души. Мечтатель в своих мечтах злобно и жестоко возмещает те обиды оскорбленного самолюбия и гордыни, которые он претерпел и не простил (не вычистил из души) в настоящей жизни: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, –так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Апостола Иуды послание, 1:7-10). В греческом оригинале этого Послания мечтатели названы словом ἐνυπνιαζόμενοι /энипниазомени/ «пребывающие в мечтаниях» - от слова ενύπνιον /энипнион/ «сновидение, мечта» - того же корня, что и имя языческого божества сновидений Гипноза. Древний корень этого слова ученые восстановили в виде *swep- «спать, замирать, мечтать». К этому корню также относят санскритское слово स्वप्न /svápna/ «мечта, сонливость», славянское сънъ и русское СОН (ранее – сопн). Помимо сочетаний человеческого духа с нечистыми духовными силами, в Евангелии упоминается и благодатное сновидение, в котором люди получают душеспасительные откровения Духа Истины: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями (ἐνυπνίοις ἐνυπνιασθήσονται /энипниоис энипниастезонтэ/) вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деяния апостолов, 2:17-21). Мечтая о себе, человек легко впадает в состояние парения ума и мысленно удаляется от Бога, даже забывает о Нем. Бодрствуя во Христе, мы, наоборот, перестаем мечтать о себе, забываем о суетных переживаниях и начинаем жить настоящей трезвой и мирной жизнью: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Апостола Павла послание Римлянам, 2:15-20).

См. мысль, лень, сон.