МЕНЯТЬ

« Назад

МЕНЯТЬ  17.10.2018 07:11

МЕНЯТЬ – от древнего первокорня *me- «оценивать, определять ценность». В древних славянских текстах Священного писания глагол «менять» устойчиво применялся вместо μεταβάλλειν /мета баллейн/ «перебрасывать с места на место» - современный термин метаболизм «обмен веществ». Однокоренным словом с менять называется также английская meal «еда», неумеренное потребление которой неизбежно приводит к нарушениям в обмене веществ. Любая мена – это перенос определенной меры (инструмента для измерений) с одного места или предмета на другой. Отметим, что слова предмет, измерение, метафора, метр, место тоже восходят к корню *me- «оценивать, определять ценность» и являются родственными глаголу менять. По сути, весь меняющийся мир (космос) – это основанный на единой высшей и неизменной мере метаболизм: обмен веществ в соответствии с установленными им при их сотворении мерами. Применяя свои, отличные от Божьего Промысла, оценки и определения, человек вступает в противоречие с Волей и Законом Божьим. Замена установленной Богом ценности вещи и ее определения свои собственные оценки превращает человека в богоборца. Своевольный оценщик и толкователь буквально становится изменником. Неслучайно в ветхозаветные времена наиболее строго судились и карались смертью те воры и жулики, которые не просто обвешивали покупателей на базаре, но незаметно подменяли установленные для всех меры весов (гирьки) своими: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа (библейская мера сыпучих и жидких тел, равная 24 883 см³) у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе [в удел]; ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Второзаконие, 25:15-16). Жизнь человека – это постоянный обмен не только веществ, но и существенных вечных ценностей – обмен мнений. Обмениваясь мнениями, или меняя свое мнение, важно помнить о том, что «гиря у тебя должна быть точная и правильная… ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду». Когда каждый подходит обсуждаемому вопросу со своей меркой, спорщики заранее обрекают себя не только на войну, но и на богоборческие попытки изменить установленный свыше порядок вещей. Является ли мнение не только созвучным, но и этимологически родственным глаголу менять? - Этимологи возводят гнездо слов, включающее вместе с мнить и мнением такие слова, как ум, память, мысль, мудрость, к древнему коню *men- «устремление духа». На мой взгляд, все слова с корнем*men- находятся в «ветвенном», то есть в близком, но не прямом родстве со словами от корня *me-. Это значит, что все устремления человеческого духа связаны с оцениванием и определением порядка вещей, и наоборот. Меняя мнения, мы или приближаем свой внутренний миропорядок к порядку, установленному Богом, или отдаляемся от Бога и ввергаем себя в состояние внутреннего хаоса, теряя покой, самообладание и порядочность. Сохранение внутреннего порядка вещей по образцу, установленному в Священном писании – это истинная цель всех изменений и перемен, которые происходят на жизненном пути человека. По мере взросления и созревания каждый из нас неизбежно меняет свои мнения и образ мыслей. Меняясь с возрастом, нельзя изменять Богу и отпадать от Слова Божьего: «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю старость неправедного; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем, и для чего поставил его в безопасность; они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их» (Книга премудрости Соломона, 4:7-20). В тексте Нового Завета прямо говорится о том, что весь этот мир не стоит того, чтобы изменить Слову Божию и променять свою безсмертную душу на что-либо. Главный и самый существенный обмен, согласно Евангелию, ожидает всех и каждого в День Второго пришествия Иисуса Христа и Страшного суда: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою спасти (в греческом оригинале ψυχὴν αὐτοῦ σῶσαι, /психин афту сосэ/ «душу свою спасти») тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир (κόσμον /космон/ «вселенную, материальный мир») , ду́шу же свою́ отщети́т (одного корня с тщетный, буквально «опустошит душу, сделает ее тощей»)? или́ что́ да́ст человек измѣ́ну за ду́шу свою́ (ἢ τί δώσει ἄνθρωπος ἀντάλλαγμα τῆς ψυχῆς αὐτοῦ /и ти доси антропос анталлагма тис психис афту/ « и что даст человек взамен за душу свою»?) ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (От Матфея, 16:24-26).

См. мера, мнить, порядок.