МИР

« Назад

МИР  23.12.2017 15:51

МИР – от древнего корня *mei-/moi-/mi- «кроткий, смиренный», того же, что и в милый. Конечный согласный –р в этом слове, называемый учеными расширителем, вероятно, является дополнительным древним корнем (суффиксом) –ръ «резать, разделять, разрешать». Единое исходное представление, связанное со словом МИР: пребывание в согласии, единодушии, любви и покое, а также разделение с дикой враждой, неукрощенной стихией и буйством. Согласно Священному писанию, возврат человечества к первозданному миру после грехопадения возможен только после очищающего разделения: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (От Матфея, 25:31-34). Объясняя Свой первый приход в мир, Спаситель говорит о том, что для восстановления на Земле вечного Божьего мира сначала необходимо разделить людей, враждующих между собой, несмотря на кровное родство и мирские тесные связи: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (От Матфея, 10:34-38). В церковной славянской культуре представление о различии внешнего мира (падшего и враждующего) и внутреннего мира (смирению и укрощенного) закрепилось в традиции двоякого написания: мiръ «внешний мир, мирщина, место жительства мирян» и миръ «внутренний мир, покой, храм души». Мiръ, отделившиий себя от Бога, стал послушен отцу лжи, князю мiра сего. В мирской жизни постоянно сеется раздор с Богом в душе каждого человека и вражда между людьми, стремящимися к материальным благам. Миръ в душе человека, всецело предавшего себя Богу и пребывающего в состоянии Христовой любви, иной. В нем разрешены все сомнения, споры и противоречия: «Миръ оставляю вaм, миръ Мой даю вaм: не якоже (не так, как) мjръ даeт, Азъ даю вaм. Да не смущaется сeрдце вaше, ни устрашaет(ся). Слышали, яко Азъ рехъ вaм (говорил вам): иду (ухожу) и пріиду к вaм (вернусь). Аще бысте любили Мя (если бы пребывали в любви ко Мне), возрaдовались бысте, яко рех: иду ко Отцу: яко Отец мой болій Мене есть ( то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня). И ныне рехъ вaм, прeжде дaже не бyдет, да, егда бyдет, веру имете (И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется). К тому не много глаголю с вaми: грядeт бо сего мjра князь, и во мне не имать ничесоже (Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего). Но да разумеет мjръ, яко люблю Отца, и якоже заповеда мне Отец, тaко творю: востaните, идем отсюду» (От Иоанна, 14:27-31). В греческом оригинале этого текста слово миръ везде последовательно пишется как εἰρήνην «ирини», а слово мiръ – как κόσμος «космос»: εἰρήνην ἀφίημι ὑμῖν εἰρήνην τὴν ἐμὴν δίδωμι ὑμῖν οὐ καθὼς ὁ κόσμος δίδωσιν ἐγὼ δίδωμι ὑμῖν (Миръ оставляю вaм, миръ Мой даю вaм: не якоже (не так, как) мjръ даeт, Азъ даю вaм). Греческий космос – это наша вселенная, то есть внешний мир, находящийся вне нас. Космос отражается в наших душах и наполняет их своими образными представлениями. Упорядочить и примирить в себе эти представления о мipe каждый человек может или по-своему, или в Слове Божием – во Христе. Отстаивая свои взгляды и представления о мiроустройстве и мiропорядке, люди неминуемо вступают в споры, брань и вражду между собой. Попытки примирить в своем сердце прежние и новые представления о мiре приводят мiрского человека в состояние возмущения и вражды с самим собой. Внутренние противоречия и вражда разрывают сердце. Укротить и смирить себя как во внешнем мiре, так и в собственной душе человеку дано только одним путем: в Слове Божием Иисусе Христе. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын волит (βούληται «волитэ») открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (От Матфея, 11:27-30).

См. враг, иго, покой.