НЕГОДОВАТЬ

« Назад

НЕГОДОВАТЬ  20.02.2018 21:47

НЕГОДОВАТЬ - сочетание приставки НЕ и основного, утраченного в современном русском языке славянского глагола ГОДОВАТИ «быть довольным». Приставка НЕ в этом слове восходит к тем же двум древним корням, что и отрицательная частица НЕ и усилительная частица НИ: *ne- «отрицание», буквально «не один (то есть ноль, ничто)» и *aiw- «сила жизни, век». Сочетание двух корней порождает единое представление о НЕ: «отсутствие жизненной силы, увечье». В древнегреческом языке от корня *ne- произошли приставки a-, an-, ne- с общим значением «отрицание, уничтожение», а от корня *aiw- - важнейшие для выражения представлений о течении времени и вечности наречие ἀεί /aé/, «всегда» и прилагательное αἰώνιος /aiṓnios/ «вечный». Молитвенный возглас «И ныне, и присно, и во веки веков» на греческом языке звучит как «και νυν (и ныне),και αεί (и всегда), και εις τους αιώνας ( и во веки) των αιώνων (веков)». В древнегреческой философии слово αἰών (эон) означало время жизни человека, его жизненный путь. Та же картина сочетания корнесловных образов, восходящих к *ne- и *aiw- сохранилась и в санскрите. От *ne- произошло множество отрицательных выражений, к примеру, किमपि /na kimapi/ «нет совсем (также не совсем)», или अत्र /atra na/ буквально «тут нет», то есть «не тут». От корня *aiw-, след которого в современном русском языке сохранился только в однокоренной с НЕ частице НИ, в санскрите произошли такие слова, как अविरतम् /aviratam/ «вечно, непрерывно» и आजीवम् /ajivam/ «навечно». Глагол ГОДОВАТИ «быть довольным» восходит к древнему двусоставному корню *ghedh- «совмещать подходящее». Этот корень произошел от сочетания двух древнейших первокорней: *gheu- «изливать, сочить(ся)» и *dhe- «помещать, класть, устанавливать». В русском языке этимологически однокоренными с ГОДОВАТЬ являются произошедшие от *ghedh- слова ждать, год, годный, (при)годить(ся), (у)годить, угождать, погода. В более отдаленном «ветвенном» родстве с этими однокоренными словами находится слово гадать, угадывать. «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (От Иоанна, 8:29). Годование издревле представлялось как основанное на терпении угождение друг другу и, таким образом, совмещение, неслитное слияние взаимно угодных душ – единодушие. Негодование, напротив, представляет собой отрицание изливаемой благодати и отказ от предложенного объединения жизненных сил. Негодующие на других, отказывающиеся угождать Богу и ближним люди сами становятся негодными для вечной жизни: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (От Матфея, 5: 11-13). В Евангелии Господь указывает на то, что под предлогом соблюдения закона и угождения Богу, люди иногда негодуют на своего Спасителя Иисуса Христа за то, что Он угождает Отцу Небесному, Который хочет, чтобы все мы исцелились от недугов, спаслись и вернулись к радостной здоровой жизни: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (От Луки, 13:10-17).

См. век, год, ждать.