НЕНАВИСТЬ

« Назад

НЕНАВИСТЬ  24.03.2018 22:29

НЕНАВИСТЬ – имя, образованное от глагола ненавидеть. Кажется, образный смысл прозрачен: не- «отрицание», на- «сверху, на поверхности», -видеть «наблюдать во внешней земной жизни, узнавать». Получается единое представление: «не замечать, не видеть кого-либо из живущих, или какую-либо вещь на своем жизненном пути». Ненависть ослепляет, лишает человека способности видеть то, с чем он сталкивается на жизненном пути не по своей воле. Устойчивые выражения вроде «С глаз долой, из сердца вон!», «Сгинь, пропади!», «Пошел вон отсюда!», «В упор тебя не вижу!», «Знать тебя не хочу!» несомненно являются способами выражения ненависти, и подтверждением того, что ненавидящий стремится быть обманутым, своевольно отказывается видеть очевидное. В древних славянских текстах встречается это слово без отрицательной приставки не-: навидеть «смотреть с удовольствием»; навиды «смотрины невесты» (псковский областной говор). Сербохорватское навидети се означает «жить в дружбе и согласии». В современном русском языке сохранились однокоренные навещать, наведываться. С другой стороны, в славянорусском лексиконе есть близкородственные ненависти слова, включающие образы «отрицание» (не-) и «наблюдение, узнавание» (вид-/вед/вест) без приставки на-: невеста, неизвестность, невесть (откуда), невидаль. Объяснение происхождения и внутреннего первообраза слова невеста, несмотря на кажущуюся прозрачность (не «отрицание» + веста «ведомая, знакомая»), вызывает у этимологов трудности. Наиболее общепринятым среди ученых является объяснение, связанное с языческими суевериями: лицо невесты до свадьбы никто не должен видеть (от сглаза) – отсюда и закрывающая лицо фата. Вместе с этим, особый интерес представляет однокоренное греческое слово νύμφη /нимфе/ «невеста». В древнегреческой мифологии нимфами называются души природных вещей и явлений. Они представляются в виде девушек, олицетворяющих различные живительные и плодоносные силы Земли. Итак, невеста (она же нимфа) – это девственно чистая живая душа, приходящая в земной мир для того, чтобы оживить собою грешную плоть. Тогда получается, что НЕНАВИСИТЬ – это отрицание живой и животворящей души, акт проклятия, направленный на изгнание души из плоти и из материального природного мира. Именно о таком духовном делании людей, восстающих против Божьей милости и любви, многократно говорится в Священном писании: «Прему́дрость во исхо́дѣхъ пое́тся, въ сто́гнахъ же дерзнове́нiе во́дитъ, на кра́ехъ же стѣ́нъ проповѣ́дуется, у вра́тъ же си́льныхъ присѣди́тъ, во вратѣ́хъ же гра́да дерза́ющи глаго́летъ: ели́ко у́бо вре́мя незло́бивiи держа́тся пра́вды, не постыдя́тся: безу́мнiи же доса́ды су́ще жела́телiе, нечести́вiи бы́вше, возненави́дѣша чу́вство» и неточный, но предающий общий смысл Синодальный перевод: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «доколе, невежды (буквально "«не видящие истину», то есть слепцы), будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Книга Притчей Соломоновых, 1:20-22). Пророк говорит о ненависти как об отрицании чувства, то есть о неспособности видеть жизнь души в теле. Сила, которая делает ненавидящего человека духовно слепым, называется здесь злобой: «незлобивые держатся правды (то есть ведают невидимую жизнь души)». В состоянии ненависти к живым душам, присутствующим в природе и во внешней жизни, человек бывает страшен. В Библии описывается и иное, противоположное состояние, тоже связанное со страхом, но не с боязнью перед действительностью и правдой, а со Страхом Божиим. Тот, кто любит праведную разумную жизнь и боится погубить (отри цать) ее неправдой, гордыней и лукавством, ненавидит ее противника и разрушителя – источник зла и отца лжи, врага Господа: «А́зъ прему́дрость всели́хъ совѣ́тъ, и ра́зумъ и смы́слъ а́зъ призва́хъ. Стра́хъ Госпо́день ненави́дитъ непра́вды, досажде́нiя же и горды́ни, и пути́ лука́выхъ: возненави́дѣхъ же а́зъ развраще́нныя пути́ злы́хъ» (Книга Притчей Соломоновых, 8:12-13) и неточный Синодальный перевод: «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу». Неточность перевода, связанная с ненавистью, заключается здесь в том, что в славянском тексте «Страх Господень НЕНАВИДИТ неправду, досаждения, гордыню и пути лукавых», а в синодальном тексте «страх заключается в том, чтобы ненавидеть зло». Ненавидеть неправду и досаждения означает НЕ ВИДЕТЬ их на своем пути, то есть не обращать на них внимания, не застить ими видение жизни души, а это и есть состояние любящего: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 13:4-6). Итак, ненависть – это обратная сторона любви. Ненависть к неправде и лукавству представляет собой Страх Господень, который порождает любовь к праведной мирной жизни. Об этом повествует и Ветхий, и Новый Завет: 1) «Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Экклезиаст, 3:8). 2) «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (От Матфея, 6:24). В Евангелии есть прямое указание на то, что люди, принадлежащие миру сему, становятся духовно слепыми и начинают ненавидеть тех, кто открывает им глаза на свойственную нашему внешнему и внутреннему миру неправду и зло: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (От Иоанна, 7: 3-7). Отсюда явствует, почему после многократного проповедания Евангелия неверие и сомнение продолжается и иногда возрастает в мире. Недостаток веры порождается НЕНАВИСТЬЮ: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают (в славянском оригинале «я́ко не вѣ́дятъ» - «так как не видят, не ведают») Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» (От Иоанна, 15: 19-24).

См. видеть, история, свидетель.



Ваши отклики, вопросы


Откликов пока нет

Добавить отклик *Имя:


E-mail:


*Отклик:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее