ОБЩЕНИЕ

« Назад

ОБЩЕНИЕ  08.06.2021 10:03

ОБЩЕНИЕ – происходит от того же древнего корня, что и ОБЩИЙ. Однокоренное с наречием ОПТОМ, существительным ОПТ, предлогом ОБ- «вокруг, около», местоимением двойственного числа ОБА (ОБЕ). В греческом языке однокоренным является слово ἀμφί /амфи/ «оба, лицом к лицу». В санскрите однокоренным признают слово उभौ /убхáу/ «оба, двое напротив друг друга». Современные этимологи возводят все эти слова к древнему корню, воссозданному ими в виде *hm̥bʰi «вокруг да около». Этот древний корень рассматривают как сочетание двух более простых древнейших праязыковых корней: 1) *hent- «перед, лицом к лицу» и 2) *bʰoh «оба, единодушие двух». В сочетании эти корнесловные первообразы порождают представление об ОБЩНОСТИ как о единодушном согласии двух лиц, находящихся друг против друга. Суффикс -ени- привносит в слово ОБЩЕНИЕ образ текущего действия, плодом которого становится ОБЩНОСТЬ – единодушие двух лиц, или обеих сторон общения. При внимательном наблюдении за ОБЩЕНИЕМ становится очевидным, что всегда, сколько бы лиц не участвовали в нем, есть только две стороны. Неслучайно в современном русском языке устойчивые словосочетания «наладить общение» и «вступить в диалог» воспринимаются как синонимичные. Как только двусторонний порядок подменяется многосторонним, ОБЩЕНИЕ прекращается, и начинается гвалт, шум толпы, сумятица и неразбериха. «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (Первое послание Коринфянам апостола Павла, 14:26-33). В русский язык слово ОБЩЕНИЕ пришло из церковнославянского, а церковнославянском оно закрепилось как «калька» с древнегреческого κοινωνία /койнониа/. Этимологи возводят это греческое слово к корню *ḱóm «вместе с» и суффиксу имен прилагательных *-yós. От этого же корня произошел современный термин коммуникация, ставший синонимом ОБЩЕНИЯ. В древнегреческом языке от этого же корня было порождено слово κοινὴ /койне/ – название общего языка Богообщения, на котором написаны три из четырех святых Евангелий и перевод Септуагинты, «семидесяти толковников» - канонический древнегреческий христианский текст Ветхого Завета. Полное название этого языка Богообщения в древности звучало как ἡ κοινὴ διάλεκτος /и койне диалектос/ «общий диалект». Древние греки до нашей эры понимали этот термин как «общий язык с предками», а в первые века после Рождества Христова стали понимать как «общий язык Богообщения». Евангельский койне оказал существенное влияние на все современные литературные языки мира. Корнесловные образы и слова этого языка используются как ключевые термины всех сфер науки. Здесь важно различать ОБЩЕНИЕ «вокруг и около» Имени Божия и евангельского Слова Божия Иисуса Христа, и ОБЩЕНИЕ «вместе с Богом», то есть в Слове Божием Иисусе Христе. Одно ОБЩЕНИЕ на тему христианства – разговор о Христе и о Боге – происходит между людьми как двумя сторонами диалога. Обсуждая Христа и Евангелие, стороны-участники диалога высказывают о Нем свои суждения и мнения. Достигнув единства мнений и согласия, эти лица образуют между собой человеческую ОБЩНОСТЬ. Другое ОБЩЕНИЕ происходит между двумя сторонами диалога в Слове Божием, во Христе: «Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (в греческом тексте ἐν μέσῳ αὐτῶν /ин месо афтон/ дословно «в середине их» (От Матфея, 18:18-19). Незримое пребывание Слова Божия в середине, точнее, в сердцевине двустороннего или трехстороннего общения, согласно Евангелию, подразумевает и пребывание двух или трех лиц в Слове Божием Иисусе Христе: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне (μείνατε ἐν ἐμοί), и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня (χωρὶς ἐμοῦ /хорис иму/ «вне Меня») не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (От Иоанна, 15:3-12). В каждом из нас есть и два, и три лица – две или три стороны ОБЩЕНИЯ. Выражения «я веду себя» или «я сказал себе», или «мне не по себе» обличают второе лицо («себя») внутри первого лица «Я». Психологи справедливо утверждают, что в Богоподобном тройственном человеке есть и третье лицо: «Оно». В сознании человека постоянно идет диалогическое общение духа и души. В трехстороннем внутри личностном ОБЩЕНИИ в нас говорят то ум, то чувства, то воля. Пребывая в Слове Божьем Иисусе Христе, дух становится мирным, душа – спокойной, ум – разумным; чувства – добрыми; воля – кроткой. В Заповеди Христа «Возлюби ближнего, как самого себя», по-моему, есть указание на необходимость внутреннего ОБЩЕНИЯ с самим собой, плодом которого становится любовь к самому себе. Для того, чтобы нелицемерно всем сердцем любить Бога и людей, необходима общность и единство «Я» со своими «себя» и «оно». Это подобие единосущной Троицы есть единство богоподобного сверхсознания-совести, сознания-рассудка и подсознания-интуиции в Слове Божьем Иисусе Христе. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода». Вовзращаясь к первому роду ОБЩЕНИЯ «вокруг да около» Бога, а не в Слове Божьем, отметим невозможность достижения полного внутреннего и межличностного согласия и единства: «ибо без Меня (дословно χωρὶς ἐμοῦ /хорис иму/ «вне Меня») не можете делать ничего». Слово χωρὶς/хорис/ в греческом Койне восходит к более древнему догреческому χώρα /хора/ «пространство, внутри которого находится вещь». Получается, что «хорис Иму» - не просто «вне Меня», а «в внутри любого пространства, кроме Меня». Иными словами, общаясь в любом контексте (пространстве диалога), кроме Евангелия и Слова Божьего, мы «не можем сделать ничего», то есть стараемся наладить плодотворное ОБЩЕНИЕ и достичь вожделенной ОБЩНОСТИ, единодушия, согласия; внутреннего и внешнего единства впустую, тщетно. Истинная любовь к самому себе, к ближним и, прежде всего, к Богу – это основа любого плодотворного ОБЩЕНИЯ, в том числе, внутри личностного. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» (От Луки, 13:34-35).

См. акустика, психика, слух