ОСЬ

« Назад

ОСЬ  13.05.2020 17:25

ОСЬ – от древнего корня *(h)eǵ- «направлять, притягивать», того же, что и в древнегреческих словах ἀγός /агόс/ «вождь, предводитель», ἄγρα /агра/ «охота, ловля», ἄξων /аксон/ «ось»; в санскритском अक्श /akṣa/ «ось», अज /ajá/ «вождь, водитель». Этим же словом अज /ajá/ называют еще луч солнца, или путеводный луч. В латыни к этому же корню восходят родственное слово axis /аксис/ «ось, Небеса». Кроме слова ἀγός /агόс/ «вождь» в древнегреческом языке было созвучное, но иначе акцентированное (акцент= ударение) слово ἄγος /áгос/ «преступление, грех», которое те же этмологи возвели к корню *(he)gо- «ошибка», относя к нему еще и санскритское आगस् /ā́гас/ «скандал, досада». Есть ли разница между древними корнями *(h)eǵ- «направлять, возглавлять» и *(he)gо- «ошибка»? – Ученые не дают определенного ответа на этот вопрос, хотя логика родства ОСИ, «вождя» и «ошибки» ясна: нельзя ошибаться, направляя идущих за тобой людей! Чуть сменил вождь акцент (ударение) в своих указаниях, и произошла ошибка: его последователи (охотники, ловцы) сбились с пути – «сошли с оси», преступили черту, допустили большую погрешность. Еще большую кажущуюся путаницу и глубинную ясность корнесловному образу ОСИ придает родственное однокоренное греческое слово ἅγιος/áгиос/ «святой», которое ученые относят к корню *hyehǵ- «почитаемый», как и санскритские यजति /йáйaти/ «почитать, поклоняться», यजस् /йáйaс/ «поклонение, жертвоприношение». Хотя между этимологами существуют большие разногласия в вопросе о родстве слов ἄξων /аксон/ «ОСЬ», ἀγός /агόс/ «вождь, предводитель» и ἅγιος /áгиос/ «святой», для меня несомненно близкое «ветвенное» корнесловное единство этих трех образных представлений. ОСЬ мироустройства, или «То, на чем вертится мир» притягивает (*(h)eǵ- «направлять, притягивать») и сообщает животворную духовную энергию всем руководителям, прежде всего, святым людям. Святые люди и мудрые вожди, угождающие Богу, находятся на ОСИ Колеса истории. Мир вращается вокруг них, а они придерживаются Божьей Правды, которая всегда та же. Ведомые ОСЕВОЙ энергией (внутренней движущей силой) Закона Божьего, вожди и просветители ведут за собой мир (общество). Прилепляясь к Богу всем сердцем, вождь народа оказывается на ОСИ круговращения мира и приобщается к неисчерпаемому источнику благотворной энергии: «Исчезе́ се́рдце мое́ и плоть моя́, Бо́же се́рдца моего́, и часть моя́, Бо́же, во век. Изнемогло́ сердце моё и плоть моя, Боже се́рдца моего, и Бог – моя доля вовек. Я́ко се удаля́ющии себе́ от Тебе́ поги́бнут; потреби́л еси́ вся́каго любоде́ющаго от Тебе́. Ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут, погубил Ты всякого, изменяющего Тебе. Мне же прилепля́тися Бо́гови бла́го есть, полага́ти на Го́спода упова́ние мое́, возвести́ти ми вся хвалы́ Твоя́ во врате́х дще́ре Сио́ни» (Псалом Давида 72:25-28). Закон Божий представляет собой основную ОСЬ мироздания не только богословски, но и этимологически. Слово ЗАКОН содержит в себе образ КОНА «начала и конца», «круга», то есть вращающегося вокруг запредельной духовной ОСИ колеса. Если лукавые вожди и лжепастыри уводят людей в сторону от ОСИ, или сами на время подменяют собой ОСЬ (становятся кумирами), круговращение любви, добра и благополучия прерывается. Происходят преступления, грехи, заблуждения и ошибки: «Мудрый муж не возненавидит закона, а притворно держащийся его — как корабль в бурю. Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ урима. Приготовь слово — и будешь выслушан; собери наставления — и отвечай. Колесо в колеснице (ἁμάξης /амаксес/) — сердце глупого, и как вертящаяся ось (в древнегреческом тексте ἄξων /аксон/) — мысль его» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 33:2-5). Сердце – это ОСЬ колесницы человеческого организма, и если оно окажется не на месте, или станет совращаться, крушение всей «колесницы» неизбежно. Греческое слово ἁμάξης «колесница» восходит к двум корням: часть ἁμ- /ам/ к корню *sem- /сем/ «вместе, симметрично, одновременно», а основа – άξης /аксес/ является формой слова ἄξων /аксон/ «ОСЬ». В Евангельских текстах слово ОСЬ не встречается. Вместо него постоянно звучит производное от ἄξων /аксон/ «ОСЬ» слово АКСИОС «достойный», восходящее к тому же корню *(h)eǵ- «направлять, возглавлять»: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный (ἄξιον /аксион/) плод покаяния» (От Матфея, 3:7-8). Величайшими святыми пророками и предводителями человечества становились именно те люди, которые не превозносились и не делали сбя ОСЬЮ мира, политики, общественной жизни. Они сознавали и прилюдно исповедовали свое недостоинство перед Богом: то, что ОСЬ мира и народа – не представитель Бога на Земле, не царь и не пророк, а только сам Бог: «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин οὐκ /ук/ «не» ἄξιος /аксиос/ «аксиос» - того же корня, что и ОСЬ) развязать ремень у обуви Его» (От Иоанна, 1: 26-27). Истинно достойным согласно логике Священного писания, является не «центровой» человек, который мнит себя ОСЬЮ мира или, по-русски говоря, «пупом Земли», а тот, кто исповедует свое недостоинство перед Богом и постоянно отвечает на похвалы тех, кого притягивает к себе добрыми делами: «Не мне, не мне, а Тебе, Господи!». Когда святой (ἅγιος /áгиос/), он же АКСИОС – «ОСЕВОЙ», становится центром притяжения для многих жаждущих благодати Божьей людей, сильные мира сего часто ополчаются на него за конкуренцию кумирам толпы. Лжепророки всегда стремятся захватывать втягивать в орбиту своего притяжения как можно больше людей. Мирская законодательная власть всегда придает себе как можно больше веса и стремится стать ОСЬЮ притяжения, вокруг которой вертится мир. Соответственно, те «звезды», кто имеет большой вес и влияние, не любят, когда кто-то из мирян смеет «сходить с орбиты» и возвращаться «На круги своя» к притяжению истинной ОСИ вечного Закона Божьего: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин (οὐκ ἦν ἄξιος /ук ен аксиос/), скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Апостола Павла послание к евреям, 11: 32-40).

См. закон, сердце, тянуть.