ОСНОВА

« Назад

ОСНОВА  30.07.2019 23:36

ОСНОВА – происходит от трех древних первокорней: приставка о- восходит к древнему корню *opi- (об-) «вокруг», «около», «вслед»; часть -сно- этимологи относят к древнему корню *(s)neh- «течь, плыть». От него происходят такие слова, как санскритское स्नौति /snauti/ «течь, капать, сочиться, проистекать», навигация, наутилус. Третья суффиксальная (дополнительная) часть -въ- этимологами особо в этом слове не выделяется. По-моему, она восходит к третьему древнему корню *wed- /уед/ «влага, становиться влажным». Корень *wed- - тот же, что и в древнегреческом слове ὕδωρ /удор/ «вода», или русское выдра «водный зверь». Сочетание трех корнесловных образов «около», «течь» и «влага» позволяет представить, что такое ОСНОВА в вечном смысле этого слова: «круговое течение воды около единой оси». Согласно Библии, началом сотворения мира стало Слово Божие, в котором произошло нисхождение Духа Божьего на темную воду Земли. Итогом нисхождения Духа в темную воду стало сотворение света и упорядочение хаоса. «Въ нача́лѣ сотвори́ Бо́гъ не́бо и зе́млю. Земля́ же бѣ́ неви́дима и неустро́ена, и тма́ верху́ бе́здны, и Ду́хъ Бо́жiй ноша́шеся верху́ воды́ (ὕδατος). И рече́ Бо́гъ: да бу́детъ свѣ́тъ. И бы́сть свѣ́тъ» (Бытие, 1:1-3). Основной корень слова ОСНОВА *(s)neh- «течь, плыть» имеет прочную корнесловную связь с образом воды во многих древнейших языках мира. То, что ученые этимологи, воссоздавая этот древний корень, заключили звук /s/ в скобки, означает, что это отделяемая приставка. Корень*(s)neh- – составной. Он состоит из двух частей: приставка с- восходит к первокорню *kom- «около, совместно», а основная часть *-neh- происходит от первокорня *nu /ну/ «сейчас, теперь, в данное мгновение» - тому же, что и в русском слове НЫНЕ; в литовском nū̃n, nūnaĩ «сегодня, теперь»; в санскртиском नु /nu/ «сейчас, ныне». Можно было бы определить первичное значение корня *nu как «в настоящее время», но первообраз, скрытый в этом корне, передает то состояние мира, которое было еще до начала течения времени. Поэтому наиболее точным является корнесловное определение *nu как «ныне». Единый корнесловный образ *(s)neh- «течь, плыть», таким образом, представляет собой «течение около оси, происходящее здесь и сейчас». Этот образ уточняет представление об ОСНОВЕ. Основой всего сотворенного мира является обращение всех живых существ в каждый момент около источника их жизни, Духа Божьего, «который везде сущий и все исполняющий». Дух Божий дает всему жизнь, а постепенное отдаление или отпадение от этого Духа Истины убивает: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (Апостола Павла второе послание Коринфянам, 3:6). В древнегреческом тексте Библии как Ветхого, так и Нового Завета ДУХ последовательно называется одним словом: πνεῦμα /пневма/. Современные ученые-этимологи единогласно признают это слово производным от πνέω /пнео/ «я дышу», которое возводится к протоиндоевропейскому (то есть древнему) корню *pnew- /пнев/ «вздох, дыхание». Также высказывают обоснованное предположение о том, что у этого корня есть вариант *plew- /плеу/, от которого произошло слова плевра, и, возможно, плыть. Современная научная этимология не рассматривает древний корень *pnew- как сложный, хотя я уверен, что этот корень, как и слово ПНЕВМА представляет собой сочетание приставки апо- «на» и того самого *neh-/*nu «течь здесь и сейчас», от которого образовано слово ОСНОВА. Приняв эту точку зрения, легко представить, что всякая форма жизни зиждется (строится) на дыхании, ОСНОВОЙ которого является опора на Дух Божий, который есть «сокровище благих и податель жизни». «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа (πνεύματος /пневматос/) не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго (πνεύματος τοῦ ἁγίου /пневматос ту агиу/), не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (От Матфея, 12:31-32).

См. дух, ныне, около.