ОТРОК

« Назад

ОТРОК  21.02.2017 20:33

ОТРОК - от древнего приставочного корня *отъ «прочь», «против» и основного корня *rekti «говорить», ср. отречься. Слово рокъ в славянорусском языке средних веков означало «говорящий» (закономерное историческое чередование о/е в древнем корне). Первоначально отрок - «не говорящий от своего имени, не имеющий  права голоса на вече, в семье». «Вот, отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит гласа своего, и не будет услышан вне глас его» (Исайя, 42:1). Причинами отрочества могли быть как положение раба, во всем согласного с волей господина, так и несовершеннолетний возраст, незрелость подрастающего человека, согласующего свое поведение с родителями и старшими. Предав себя на служение Богу, человек становится Его отроком подобно Христу, самоотверженно исполняющему Волю Своего Отца Небесного: «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Вот, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на распутиях гласа Его» (От Матфея, 12:15-19). Прообраз Христа-отрока в Ветхом Завете носит имя Еммануил («Бог среди нас»): «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Исайя, 7:14-15). На иконах в левой руке благословляющего нас Спаса-Еммануила еще не проповеданное людям Евангелие Нового Завета – не развернутая книга, а свернутый свиток. Воспитываясь молоком девственно чистой любви своей матери и медом Духа Святаго, отрок Еммануил еще не речет Благовестие, а только несет его в Себе. В языке мы, подобно Христу-Еммануилу,  отроки, имеющие в сердцах благодать от Бога как свиток, свитие, духовную связь детей с Отцом. В речи же мы призваны уподобляться Христу-Спасу в Силах, Вседержителю, Ярое Око. «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Послание ап. Павла К Евреям, 5: 12-14).

См. глас, питать, твердый.