ОВЦА

« Назад

ОВЦА  22.02.2021 22:06

ОВЦА – происходит от того же древнего корня, что и старославянское овен — «баран». Родственно санскритскому अवि /ávi/ «овца; шерсть для процеживания сомы», литовскому avis, испанскому oveja, латинскому ovis, древнегреческому ὄϊς /оис/ (все означают «овца»). Все эти слова разных языков восходят к единому древнейшему праязыковому (единому для всех языков) корню, который этимологи воссоздали в виде *hew- «одевать, давать одежду». Соответственно, различают два древнейших праязыковых слова, восходящих к *hew-: *héwis /хевис/ «одетая в перья; курица (по-английски hen /хен/)» и *hówis /ховис/ «одевающая других своей шерстью – ОВЦА». Суффикс -цъ- в русском слове ОВЦА – тот же, что и в дверЦа, крупиЦа. Он указывает на женский род и малый размер. Малая овца может одеть своей шерстью многих людей. К корню *hew- «одевать, давать одежду», по-моему, восходит еще одно древнее слово, содержащее коренной образ «одевать»: ХИТОН, буквально «одежда из хлопка, льна». «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды (в греческом исходном тексте χιτῶνας /хитонас/) кожаные и одел их» (Бытие, 3:21). Овцы, в отличие от баранов, как известно, во время стрижки стоят смирно и кротко. Эти же свойства, кротость и смирение, они проявляют и по отношению к своим пастухам – пастырям. Особым символом душевной кротости и смирения в мировой культуре стала маленькая новорожденная овца: ягненок или, в славянском произношении, АГНЕЦ, по-гречески ἀμνός /амнос/. Есть это слово и в латыни: agnus /агнус/. Этимологи восстановили древний корень слова АГНЕЦ в виде *hegʷ, который, по-моему, явно указывает на «ветвенное» близкое родство с первокорнем *hew- «одевать, давать одежду» и, соответственно, со словом ОВЦА. «Все мы блуждали, как овцы (в древнегреческом переводе Септуагинты здесь написано ὡς προβατα /ос пробата/), совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца (ὡς προβατον /ос пробатон/), веден был Он на заклание, и как агнец (ὡς ἀμνὸς /ос амнос) пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Книга пророка Исайи, 53:6-7). Библия, начиная с первых книг Ветхого Завета, многократно указывает на главные свойства овцы и агнца. Овцы кротки и незлобивы, но склонны разбредаться и заблуждаться без пастыря («заблудшая овца» давно стала устойчивым словосочетанием русского языка, означающим грешную душу, отпавшую от Христа). Агнец, образ добровольного самопожертвования невинного человека, принимающего на себя чужие грехи, кроток, смирен и безгласен. Миротворчество АГНЦА побеждает смерть, зло и все грехи людей, преображая их кровью и плотью Его самопожертвования: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец (в древнегреческом оригинале ἀρνίον /арнион/ - от корня *wr̥hḗn «ягненок мужского рода»)как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем (τοῦ ἀρνίου /ту арниу/), имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец (τὸ ἀρνίον /то арнион/) закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу (τῷ ἀρνίῳ /то арнио/) благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откровение Иоанна Богослова, 5: 6-14). Образ овцы-символа кротости и АГНЦА-символа самопожертвования пронизывает весь текст Священного писания Ветхого и Нового Завета, начиная в первой книги Бытия: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец (в Септуагинте προβάτων /пробатон/), а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных овец (τῶν προβάτων /тон пробатон/) своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие, 4:1-8). Древнегреческое имя Ἅβελ /произносилось с начальным придыханием как /хáwел/, что, по-моему, указывает на прямое родство с корнем *hew- «давать одежду» и производным от него словом ОВЦА (хевис, буквально «дающая шерсть, одежду»). Древний суффикс –ьл-в слове (х)Авель означает «владеющий, пасущий» - как в словах делатеЛь, старатеЛь. Поучается буквальный перевод слова Авель как «пастырь овец». Этимологи возводят это древнегреческое имя к древнему еврейскому имени существительному הֶבֶל‎ /хeweл/ «дыхание, пар, нечто нематериальное». Как наречие — это же слово הֶבֶל /хeweл/ означает «зазря, даром; без выгоды для себя» Кроткие безгласные перед стригущими и убивающими их ОВЦЫ действительно отдают свою шарсть, одевают и кормят своей плотью людей даром, без выгоды для себя. Возможно, поэтому они издревле являют собой символ высшей духовности – безкорыстного самопожертвования. Таким образом, начиная от Авеля – пастыря овец, угодившего Богу жертвой первородного агнца, и заканчивая Агнцем Апокалипсиса, Священное писание учит людей добровольному бескорыстному самопожертвованию во имя мира и вечной жизни: победе чистого любящего Духа над грешной плотью и смертной материей. Важно заметить, что во всем древнегреческом тексте Священного писания Ветхого и Нового Завета один из ключевых образов ОВЦЫ все время называется не однокоренным с avis словом ὄϊς /оис/ «овца», а словом προβάτων /пробатон/, которое восходит к совсем иным корням и образам. «Пробатон» является отглагольным существительным, производным от глагола движения προβαίνω (/пробайнō/ «проходить»). Этот глагол состоит из приставки προ- (/пъро/ «перемещаться» как в «проход», «переть») и основы‎ βαίνω (/байнō/) «идти, шагать, передвигаться пешком». Этимологи возводят глагольную основу βαίνω к древнему корню *gʷem- /гвем/, к котором они предположительно усматривают фонетический вариант и градацию звуковых чередований более древнего корня *mendʰ-/ *mehdʰ-, *med- - *meh-/*mehd- «дух мудрости, мысль». От этого первокорня происходят такие слова, как ментальнось, мнение, помнить, память, мысль, мудрость, умъ. Какое образное представление связывает между собой ОВЕЦ- пробатон «проходящих» и промышление, промысъл, мысль, память, премудрость? – Ответ на этот вопрос, неожиданно проистекающий из этимологических исследований слов ОВЦА и προβαίνω/ προβάτων, находим в Евангельской аллегории из притчи Христа о Пастыре и овцах: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью (ἡ θύρα) входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам (τῶν προβάτων). Ему придверник отворяет, и овцы (προβατα) слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я – дверь овцам (θύρα τῶν προβάτων). Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (От Иоанна,10:1-9). Разве может человек быть ДВЕРЬЮ? – Может, когда этот человек есть воплотившийся Логос, Сын и Слово Божие, Которым сотворен мир: «В начале стало быть Слово (λόγος /Логос/), и Слово стало быть к Богу, и Бог стал быть Словом» (От Иоанна, 1:1). Итак, дверь овцам – это воплотившееся от Духа Свята и Марии Девы Слово Божие и Сын Божий Иисус Христос. Тогда получается: кто не Словом Божиим входит во двор овчий, тот тать и разбойник», и «Слово Божие есть вход и выход для ОВЕЦ-пробатон «проходящих Им как дверью» на пастбище и обратно». Учитывая корнесловное родство «проходящих»-пробайно/пробатон со словами мысль, ум, мудрование, промысъл, следует понимать эту аллегорию как призыв к людям исходить в своем мышлении из Слова Божьего: Евангельского благовестия. Подводить итоги умственной деятельности и возвращаться «во двор овчий» после потребления пищи для ума следует также, проходя через ДВЕРЬ – Слово Божие, то есть сверяя свои выводы и умозаключения с Евангелием! Получается, что, согласно аллегории Христа, «двор овчий» - это человеческая вербально мыслящая душа, наполненная духовным устремлениями-помыслами (*men- - это древний корень, несущий в себе образ «дух»), облеченными в слова. ОВЦЫ – это приходящие в душу (мы говорим – в голову) и исходящие из нее в словесной речи мысли, помыслы, замыслы и духовные устремления – ПРОБАТА. Если мысли-овцы пройдут не ДВЕРЬЮ – Словом Божьим, или если во двор овчий (в душу) через ограду перелезет вор и разбойник, беда случится. Овцы окажутся или заблуждающимися и заблудшими, то есть впавшими в блуд и прелесть вражью; или расхищенными и растерзанными волками. Плохо также, когда об овцах-помыслах и умозаключениях воспитанников и учащихся заботится не пастырь Христов, а наемник, обучающий и дающий пищу для ума не во славу Божию, а за деньги: «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (От Иоанна,10:7-13).

См. волк, дверь, пастырь