ОЖИДАНИЕ

« Назад

ОЖИДАНИЕ  18.11.2021 13:06

ОЖИДАНИЕ – приставочное производное от глагола ЖДАТЬ. Древний корень основы – тот же, что и в словах ПОГОДА, ГОД, (У/ПО) ГОДИТЬ, УГОДЬЕ, ГОДНЫЙ. Этимологи воспроизвели древний корень этих слов в виде *gʰeydʰ- «ждать». Вероятно, близкое родство с ЖАЖДА, хотя многие этимологи и оспаривают единство корня этих слов по фонетическим причинам.  Угодниками в Евангелии названы те люди, которые проявили должное терпение и, ожидая обещанного Богом спасения после смерти. «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (От Луки, 12:40-48). Угодники Божии – это те терпеливые и ожидающие встречи с Богом люди, которые не стали в спешке и торопливо тратить время своей временной жизни на собственные прихоти и угождение князю мира сего. Этого князя еще называют Духом времени, по-немецки  Zeitgeist /цайтгейст/. Древний корень второй части этого имени лукавого отца лжи и врага Божьего – гейст – учеными восстановлен в виде *ǵʰóysdos «ажитация, нетерпение». Здесь есть образ суеты, бессмысленного повторяющегося движения, которое люди производят неконтролируемо – помимо воли. Делают эту ажитацию именно нетерпеливые люди, ОЖИДАЮЩИЕ чего-то и проявляющие свое нетерпение в виде нервных повторяющихся бессмысленных действий. Думаю, что приставка а- в слова ажитация и приставка о- в слове ОЖИДАНИЕ – одна и та же древняя часть этих слов, несущая в себе образ «невольное убийство времени в бессмысленных движениях, в пустом делании». Здесь, приставке О- слова ОЖИДАНИЕ, есть еще образ выхода из потока времени, из окружающего мира, и пребывания вне мира сего. Такие люди, которые в ожидании спасения для себя и для всего любимого нами мира, обращаются к Богу и призывают Его, называются блаженными. Те же, кто в ожидании исполнения своих планов и страстных желаний (жажда самоутверждения) забывают о Боге и, в нетерпении, мечутся и суетятся, не находя себе места, в психиатрии называются параноиками (пара «около», + нус «ум»), то есть «околоумными» - сошедшими с ума.  Чтобы не сойти с ума и не осуетиться в этом довольно жестоком и чреватом болезнями и смертью временном мире духа времени, надо крепко верить: «Вера же есть осуществление ожидаемого (ἐλπιζομένων /элпизоменон/) и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Апостола Павла Послание к Евреям, 11:1-5). В определении ВЕРЫ апостолом Павлом словом ОЖИДАНИЕ переведено греческое ἐλπιζομένων – от ἐλπι /элпи/ «внушать надежду». Древний корень этого слова восстановлен учеными как *welh₁- «проявлять волю, велеть». Когда, ожидая, мы предаем себя и друг друга и весь живот наш в Волю Божию и не нарушаем своим самоволием Заповедей, мы спасаемся и, часть уже в этом даже мире, начинаем ощущать то блаженство, которое уготовано Господом каждому верному рабу Его.