ПЕЧАЛЬ

« Назад

ПЕЧАЛЬ  15.03.2018 23:15

ПЕЧАЛЬ – этимологические словари возводят это слово к древнему корню *pek(u)- «варить, печь (пищу на огне)», тому же что в русских словах печень, печка, опека, попечение. В санскрите однокоренными являются पचति /пакати/ «печь (хлеб)», पक्व/паква/ «печеный». По-моему, корень всех этих слов – составной, восходящий к двум древнейшим простым корням: *pь- /пь/ - как в древнегреческом πῦρ /пир/ «огонь» и *kь- - как в древнегреческом καίω /кайо/ «кипятить». Единое образное представление о печали: «состояние внутреннего жжения, выкипания и нарастающего обезвоживания». Крайней степенью ПЕЧАЛИ является СКОРБЬ, корнесловно означающая «состояние потрескавшейся от потери влаги скорблой земли». Спутником печали всегда является духовная жажда, которую утоляют или из Источника чистой духовности, или путем упоения нечистым духом (пьянства, к примеру). Православная икона Богородицы «Утоли моя печали» (1640 год) в своей иконографии указывает путь избавления людей от печалей и скорбей. Этот «рецепт» написан на развернутом свитке, который младенец Иисус, сидя на руке у Богородицы, держит в одной руке, другою указывая на следующие строки: Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо (каждый) искреннему (ближнему) своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Тропарь, обращаемый к этой иконе, гласит: «Утоли́ боле́зни/ многовоздыха́ющия души́ моея́,/ утоли́вшая вся́кую слезу́ от лица́ земли́:/ Ты бо челове́ком боле́зни отго́ниши/ и гpе́шных ско́pби pазpуша́еши,/ Тебе́ бо вси стяжа́хом наде́жду и утвеpжде́ние,// Пpесвята́я Ма́ти Де́во». В Евангелии повествуется о двух родах печали: душеспасительная и очистительная печаль ради Бога, называемая еще печалью к покаянию, и губительная для души печаль мирская – та, которой обычно заканчиваются мирские радости, гулянья и торжества: «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание тó опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (Апостола Павла 2 послание Коринфянам, 7:8-10). Иисус Христос, обращаясь к своим ученикам и последователям, прямо говорит о том, что печаль о Господе – временная скорбь, венчаемая для претерпевших до конца вечной радостью возрождения к вечной жизни во Христе: «Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (От Иоанна, 16:19-22).

См. кипеть, плакать, утолить.