ПЕЧАЛЬ

« Назад

ПЕЧАЛЬ  29.09.2021 15:38

ПЕЧАЛЬ – происходит от того же корня, что и русские ПЕЧЬ, ПЕКЛО, ПЕЧЕНЬ; греческое πέψις /пепсис/ «варка, жарение», πέσσω /пессо/ «переваривать»; санскритское पचति /пачати/ «варить, жарить, приготовлять пищу на огне». Этимологи возводят все эти слова к единому древнему корню *pekʷ- «молотить, крошить (зерно)». Древние славяне верили, что человек любит не «всем сердцем», а печенью – «печется и печалится», буквально «сгорая от любви». Китайская медицина издревле представляет печень как горелку – костер, на котором греется главный сосуд организма, сердце. Болезни сердца по мнению древних восточных врачей происходят от излишней, чрезмерной печали о суетных вещах, или от недостатка светлой горячей печали о главном и самом существенном в жизни. Схожий образ соотношения «сердящегося» сердца и печали присутствует и в Евангелии: «Бы́сть же ходѧ́щымъ и҆̀мъ, и҆ са́мъ вни́де въ ве́сь нѣ́кую: жена́ же нѣ́каѧ и҆́менемъ ма́рфа прїѧ́тъ є҆го̀ въ до́мъ сво́й: и҆ сестра̀ є҆́й бѣ̀ нарица́емаѧ марі́а, яже и҆ сѣ́дши при ногу і҆и҃сѡву, слы́шаше сло́во є҆гѡ̀. Ма́рфа же мо́лвѧше ѡ҆ мно́зѣ службѣ, ста́вши же речѐ: господи, не бреже́ши ли, якѡ сестра̀ моѧ̀ є҆ди́ну мѧ̀ ѡ҆ста́ви служи́ти; рцы̀ у҆̀бо є҆́й, да мѝ помо́жетъ. отвѣща́въ же і҆и҃съ речѐ є҆́й: ма́рфо, ма́рфо, пече́шисѧ и҆ мо́лвиши ѡ҆ мно́зѣ, є҆ди́но же є҆́сть на потре́бу. Марі́а же бл҃агую ча́сть и҆збра̀, яже не оти́метсѧ от неѧ̀» (От Луки, 10:38-42). Чтобы приготовиться и стать пригодным для вечной жизни, сердце человека должно не только созреть подобно зерну, пригодному для пищи. Необходимы еще обмолот и перемалывание сердечного зерна истины в муку, из которой будет испечен хлеб причастия ко Христу, Слову Божию. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (От Луки, 24:30-32). Перед этими строками Евангелие повествует о печали апостолов после казни Христа: «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» (От Луки, 24:17). Печаль подобна огню, который может нести как благо, освещая и согревая дом, так и беду, превращая дом в груду углей и пепла. Евангелие учит различать два рода печали: душеспасительную и губительную: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» (Апостола Павла второе послание коринфянам, 7:10-11).

См. каяться, сердце, скорбь.