ПОКРОВ

« Назад

ПОКРОВ  25.09.2020 23:13

ПОКРОВ – славянское слово, пришедшее в русский язык вместе с великим двунадесятым праздником Русской православной церкви Покро́въ прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы и҆ приснодв҃ы мр҃і́и «Покров пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии», который празднуют 1 (14) октября. В нашу церковь праздник пришел из Греции, где его празднуют дважды 1 и 28 октября, но уже не как двунадесятый (один из 12 главных праздников года), под названием Τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου /Тис агиас Скипес тис (Г)Иперагиас Деспинес имон Феотоку/ «Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы». Соответственно, ПОКРОВ – это «калька» с древнегреческого названия праздника Σκέπης /Скипес/«сень, защита», имя существительное, производное от глагола σκέπω «скрывать (от палящего солнца) в своей тени, защищать, осенять». Образ КРОВА «крыши» и КРЫЛА (как убежища для птенцов: сравните «взять под крыло») присутствует как в древнегреческом, так и в русском корне этого слова.

икона 1В 18 веке в Москве была явлена святая икона «Покрый нас кровом крилу Твоею». Богородица изображена на этой иконе и с крыльями – как воплощение образа матери Церкви, возносящей своих детей к Богу, так и с особым облачением ОМОФОРОМ (мафорием), под которым находят убежище для молитв святые апостолы, преподобные и праведники. Греческое слово ὠμοφόριον /омофорион/ буквально означает «наплечная накидка»: от ὦμος /омос/ «плечо от шеи до локтя» и φόρος /форос/ «приношение, дань». Словом ОМОФОР в церкви теперь называют и плат (головной убор), покрывающий голову Богородицы на всех иконах, и наплечное облачение епископов, хотя корнесловно ПОКРОВ представляет собой действие покровителя-защитника, а ОМОФОР (мафорий) – ту «крышу», которую покровитель применяет для защиты своих подопечных. Взяв под свой покров народ Божий, земную Церковь, Приснодева Богородица не только ПОКРЫЛА всех херувимскими и серафимскими крыльями своего ОМОФОРА, но и взяла на свои плечи то тяжелое бремя материнской защиты своих чад от множества страшных бед и разрушений, которое неминуемо раздавит этот мир и погубит всех, если падет на непокрытые свыше человеческие головы. Образ этого бремени содержится во втором корне слова ОМОФОР: φόρος /форос/. Слово φόρος происходит от древнего корня *bher- «брать и нести», того же, что и в английском bear /беар/ «выносить (груз, тяжесть, страдания)»; в санскритском भरति /бхáрати/ «выносить (тяжести на плечах)»; в славянском брѣжда «беременная», в русских БРЕМЯ, БРАТЬ (на себя).

икона 2В тексте «Жития святого Андрея юродивого» спасительный ОМОФОР приснодевы Богородицы, явившейся святому во время службы во Влахернском храме положения Ее честной Ризы, описывается подобным молнии: «Да егда ся отмоли (после того, как Она (Богородица) завершила молитву), мафоръ ея, яко молниино видиние имѣя, еже на пречистѣмь ея вѣрсѣ лежаще (лежавший поверх головы и плеч), отвивши от себе и пречистыма своима рукама вземьши, страшьно же и велико суще, вѣрху всѣх людѣи простре стоящихъ ту». Из текста явствует, что ОМОФОР был сначала свит с главой и плечами Богородицы. Затем Она отвила (но не отторгла!) его от Себя и, держа в руках, простерла его как страшную и великую силу, покрывая этой силой всех бывших в храме людей. Это «силовое поле» ПОКРОВА, несущее в себе энергию Божьей благодати, было описано еще в Библии Ветхого Завета. Там это называется Премудростью Божией, или, по-гречески Софией: «Познал я все, и сокровенное (в греческом тексте κρυπτὰ /крипта/ - того же корня, что и ПОКРОВ) и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего (πάντων τεχνῖτις /пантон технитис/.Технитис – это буквально «ткачиха» - от того же корня, что и «ткать, текст, течь, ток»). Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ (εἰκὼν /эйкон/ ИКОНА) благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих (φίλους θεοῦ /филус Теу/) и пророков; ибо Бог никого не любит (ἀγαπᾷ /агапа/), кроме живущего (συνοικοῦντα /синикунта/ - буквально «пребывающего в одном доме») с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше (προτέρα /протера/ «первее», в славянском более точном переводе «свѣ́ту соравня́ема обрѣта́ется пе́рвая); ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба» (Книга Премудрости Соломона, 7:21-30). Богородица — это живой Храм, который сотворила себе Премудрость Божия, исходящая из уст Бога Отца. Под Покровом (омофором) Богородицы зиждется земная Церковь Христова. ПОКРОВ, имеющий «яко молниино видение», то есть подобный молнии, представляет собой «дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи». Этот Дух наполняет энергией любви Божией (агапы) всех, кто пребывает в одном доме-храме с Премудростью. Под ПОКРОВОМ Премудрости Софии, который есть ОМОФОР Богородицы Марии, люди становятся «друзьями Божьими» (φίλους θεοῦ /филус Теу/), потому что восприемница Премудрости Богородица является тем чистым святым источником благодати Божьей, который обновляет, освящает и исполняет души людей «благолюбием и человеколюбием». В греческом тексте Премудрости Соломона эти два слова звучат как φιλάγαθον /филагафон/ и φιλάνθρωπον /филантропон/. Греческое слово ФИЛОС восходит к древнему корню *bʰil- «достойный любви (агапы)». Произошедшее от этого же корня латинское слово fīlius /филиус/ означает и «причастник, соучастник», и «житель дома», и «сын». Под ПОКРОВОМ Премудрости Богородицы рабы Божии становятся причастниками вечной жизни, жителями Церкви Христовой, наконец, они обретают сыновство Божие во Христе! Восхождение под этот ПОКРОВ, по-моему, наиболее последовательно и точно изображено на фреске собора святого Пантелеимона на святой горе Афон – особой, отличной от Киевской, иконе «Премудрость создала себе дом». Отличие двух изводов одной и той же иконы Премудрости заключается только в надписании семи ступеней, возводящих человека в Храм Премудрости Божией (Софии) под покровом Богородицы. На Киевской иконе первые три ступени надписаны «вера, надежда, любовь», а на Афонской «вера, смирение, надежда». Выше надеющихся на спасение душ под ПОКРОВОМ Богородицы, на четвертой ступени восхождения в Дом Божий находятся КРОТКИЕ.

икона 3Никто из Ветхозаветных пророков, изображенных по обеим сторонам лествицы восхождения в храм Премудрости, не взошел на эту ступень, то есть не обрел ту истинную КРОТОСТЬ, без которой невозможно взойти в любовь Христову, благодать и славу. Почему? – Потому что все эти святые отцы Ветхого Завета не были КРЕЩЕНЫ. КРОТОСТЬ, ПОКРОВ – это родственные слова, восходящие к единому корнесловному образу «кройка, обрезание, отделение от окружающего мира». Оба они восходят к тому же первообразу «сокрытие», что и сердце(кардья), сокровище, кров, кровь, крыша, крыло. Между согласными /к/ и /р/ во всех этих словах скрыт краткий гласный звук, проявляющийся на русской почве согласно «закону второго полногласия»: кроткий – кОроток, покровительство – покОрен. Наличие скрытого гласного указывает на то, что в слове ПОКРОВ, как и в КРОТКИЙ, есть древние корни *къ- «соединение» и *ръ- «резание, разрешение». По-моему, в этом духовном разрешении от мирских связей и последующем соединении с Премудростью Божьей кроется причина отделяющая Ветхозаветного человека от христианина. Взойти под покров Богородицы, то есть обрести истинную кротость может только КРЕЩЕНЫЙ: родившийся второй раз от воды (разрешение от уз плотских похотей) и Духа (родственная связь с Домом Божьим во Христе). Тут и корнесловное указание есть: слово КРЕЩЕНИЕ содержит те же древние корни и образы *къ- «соединение» и *ръ- «резание, разрешение», что и ПОКРОВ, КРОТОСТЬ. Здесь важно вспомнить о Заповедях блаженства, провозглашенных Христом в Нагорной проповеди после КРЕЩЕНИЯ Иоаннова, но еще до восхождения на Крест, Воскресения и Вознесения. Приняв Иоанново крещение водой, Христос обращается к тем, кому предстоит ценой страданий и самой жизни креститься во Имя Его не только водой, но и Духом Истины:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (От Матфея, 5:3-12).

Первая Заповедь блаженства говорит о нищих духом, потому что Иоанново крещение водой дало людям только надежду на будущее спасение, даровало им КРОТОСТЬ и чистоту СЕРДЦА, но еще не принесло утешение в Любви Христовой (агапе). Для утешения нужен Утешитель, Дух Истины (по-гречески Параклит), которого Христос пошлет в мир уже после Своего Вознесения, в Духов День. Тогда и обретет человечество ПОКРОВ «яко молниино видение» в виде нисходящих языков пламени: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния апостолов. 2: 1-4). Святая Апостолькая Церковь Христова крестит людей, отрешенных от грехов водой Иоаннова крещения, огнем благодати Святого Духа. Облекаясь во Христа во время такого крещения, люди вступают под ПОКРОВ матери-Церкви уже как ее любимые и любящие дети, родные чада Дома Божия: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати» (Деяния апостолов, 19:1-7).

См.: вода, дух, кровь.