ПОЛНЫЙ

« Назад

ПОЛНЫЙ  20.02.2018 22:09

ПОЛНЫЙ – от основного древнего корня *pelъ- «заполнять, достигать пределов». В русском языке от этого корня произошли такие слова, как полк, поле; в санскрите –पुरुहु /puruhu/ «много», पुरुष, /puruṣa/ «существо, из которого произошла вся вселенная»; в древнегреческом πολύς /полис/ «много», πλοῦτος /плутос/ «богатство/ ; в латинском - plus /плюс/ «больше», plenus «полный»; в английском – full /фул/ «полный», fill /фил/ «заполнять», folk /фолк/ «народ». От этого древнего корня произошли такие международные термины, как комплекс, манипуляция, плебей, плебисцит, пленум, плюрализм, полигон, полимер. Этот очень плодотворный древний корень, по-моему, является составным и восходит к двум древнейшим корням единого праязыка человечества: *apo- «от, из» и *lь- «лить». От корня *apo-, согласно данным этимологии, произошел русский предлог ПО. Сочетание двух древнейших корнесловных образов «от, из» и «лить» порождает единое представление о полноте: «проистекающее из единого источника Небесного Отечества исполнение вселенной Благодатью Божией». Неслучайно полнота жизни называется в славянорусском языке изобилием – словом, в котором присутствуют коренные образы источника «из» и льющейся благодати «ль». «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». (От Иоанна, 1:14). Полнота – это свойство Бога – неисчерпаемого Источника исполнения всяческих, о чем неоднократно свидетельствует Евангелие: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, исполнение Исполняющего все во всем» (Апостола Павла послание Ефесеям, 1:16-23).

См. исток, сердце, сосуд.