ПРИТЧА

« Назад

ПРИТЧА  31.01.2017 21:29

ПРИТЧА – от древнего приставочного корня *per-/*pre- «перед» и основного *tъk- «течь, ток», ср. предтеча «предшественник». Этимологически притча это отправная точка (о – беглый гласный в корне тъч), присутствующая в течении речи и являющаяся предисловием к откровению сути – сокровищ Премудрости. Согласно словарю М. Фасмера, «первоначальное значение *pritъча «случай» от *pritkъnoti». Отглагольное существительное притъчение или претъкновение означает «препятствие». «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Послание ап. Павла Римлянам, 9:31–33). Образ притчи – это поворотный пункт в течении речи или жизни – парабола (греч. «притча»).Владимир Даль выделил в притче две составные части: образный обиня́к итолковоепоучение. Предназначение обиня́ка – обращение внимания, «оборот»; поучение – наставление на истинный путь. Парабола-притча – это обращение к источнику света истины. Она проливает свет истины от образов окружающего мира во внутренний мир человека, просвещая его сердце светом истины. Физики описывают оптическое свойство параболы следующим образом: пучок лучей, параллельных оси параболы (ось – это суть притчи), отражаясь в параболе, собирается в её фокусе. И наоборот, свет от источника, находящегося в фокусе, отражается параболой в пучок параллельных её оси лучей. К примеру, так работают параболические по форме автомобильные фары. Фокус означает «горящий очаг». Христос, «в притчах отверзший уста Свои» (От Матфея, 13: 35), пришел к людям, чтобы пролить в их сердца свет истины, помочь им обратиться от тьмы заблуждений к источнику исцеления слепых, Отцу Светов. «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (От Иоанна, 12: 39–40).

См. обращение, суть, учить.