ПРИВЫЧКА

« Назад

ПРИВЫЧКА  10.06.2019 00:44

ПРИВЫЧКА – от двух древних первокорней: приставочного *per- «проникнуть внутрь, стать причиной» и основного *(h)yeh- «пересекать, связывать, сплетать в узел». От него позже произошел праславянский корень *uei-/uoi-/ui- «вить, гнуть, поворачивать вокруг оси». Корнесловно наиболее близкими являются слова ПРИВЯЗАННОСТЬ, ПРИВИВКА, ПРИВИТОСТЬ. Без привычек нет и не может быть никакой внутренней культуры, душевного здоровья и совести. С другой стороны, дурные и порочные привычки порождают внутреннее разложение и скверную совесть. Первый корень *per- помимо приставки/предлога ПРИ- породил великое множество слов в языках мира, таких, как русские первый, предок, править; древнегреческие περῐ́ /пери/ «рядом, около, по причине», περισσός «выдающийся, ужасающий»; санскритские परि /pári/ «около, рядом, из ряда вон», परिमल /parimala/ «аромат, (проникающий) запах»; латинское per «сквозь, посредством (чего/кого)»; английское for «для, потому что». Придя в мир, Господь наш Иисус Христос стал первопричиной внутреннего очищения от греха, преображения и спасения душ человеческих: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за (в греческом тексте περὶ πολλῶν /пери поллон/ «за многих») многих изливаемая во оставление грехов» (От Матфея, 26:27-28). В Евангелии приставка или предлог ПРИ указывает не только на приближение, но и на прямой путь воссоединения человека с Отцом Небесным посредством Сына Божия: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце (περὶ τοῦ πατρὸς /пери ту Патрос/). В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас (περὶ ὑμῶν /пери имон/), ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» (От Иоанна, 16:25-26). Второй, основной корень слова ПРИВЫЧКА, *(h)yeh-<*uei- «пересекать, сплетать в узел, вить», тот же, что в русских словах вить, выть, повой, (с)вой, навык, наука, обычай; в санскритских उच्यति /úcyati – учайати/ «иметь привычку, привязаться, быть увлеченным»), ओकस् (/ókas – окас/ «удобство, убежище»), उचित (/ucitá - учита/ «приспособленный, притершийся»). В древнегреческом евангельском койне к этому корню восходят такие слова, как βολικός /воликос/ «удобный», εμβολιασμό /эмболиасмо/ «прививка». В более отдаленном, но все же близком «ветвенном» родстве с этими словами находятся произошедшие от корня *weyd- (*(h)yeh-< *uei- < *weyd -) евангельские слова εἶδος (/эйдос/ «образ, идея, форма», συνήθεια /synítheia – синесейия/ - «привычное действие», συνείδησις /синэйдисис/ «совесть». ПРИВЫЧКА тесно связана с совестью, различаясь с нею только приставочным корнем. Сначала прививается внутренняя культура поведения, а затем, когда она приживется и станет ПРИВЫЧНОЙ, на ее основе осознанно восстанавливается разрушенное первородным грехом первоначальное единство духа человека с Богом в Слове и Духе Истины - человеческая СОВЕСТЬ. Бывает ли так, что прививаются только привычки, а совесть не развивается? – Да, так бывает с животными, которым можно привить определенный образ действий и манеру поведения, но нельзя воспитать в них порядочность, праведность, святость. Может ли ПРИВЫЧКА заменить человеку совесть? – Да, если он будет опускаться до состояния низости. Если человек привыкает вести себя подобно животному или растению, обыкновения и привычки оскверняют его совесть: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью (здесь переводчик допустил ошибку: в греческом тексте стоит слово συνηθείᾳ /синесейа/ «обычай», то есть обыкновение, привычка), признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть (а здесь - верно, поскольку в греческом оригинале стоит συνείδησις /синэйдесис/ «совесть») их, будучи немощна, оскверняется» (Апостола Павла, первое послание Коринфянам, 8:4-7). Слово обычай, как и обыкновение, обвыкнуть(ся), отличается от ПРИВЫЧКА только приставкой. Корень здесь един. Говоря об обычае и совести, апостол Павел прямо указывает на то, дурные привычки чрезмерно сближающие людей с животными и растениями, могут сначала ослабить, а затем и осквернить в человеке вдохновленную Богом совесть. Признаком такой беды является часто слышимое от людей со скверными привычками самооправдание вроде «А что тут особенного? Все так делают. Привык уже, а привычка – вторая натура». Неслучайно в народе бытует поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься». Есть тут и хорошая весть: раз уж совесть может пострадать от привычек, то ими же может и очищаться. Меняя скверные привычки и языческие обычаи на благородные христианские, можно, с Божьей помощью, вновь обрести чистую здоровую совесть, а с нею и праведность. В древнегреческом койне (Евангельский язык) слова ПРИВЫЧКА и СОВЕСТЬ «ветвенно» родственные и близкие по звучанию и смыслу. И то, и другое, называет духовную связь, пребывание души ВО ИМЕНИ того, кому она принадлежит. Все же, самым близким прямым родственником ПРИВЫЧКИ и по корню, и по смыслу является ОБЫЧАЙ. То, что русское слово привычка-обычай родственно, прежде всего, греческому συνηθείᾳ /синесейа/ «обычай», а не συνείδησις /синэйдесис/ «совесть», подтверждается другими примерами из Евангелия: 1) «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая (в оригинале συνήθειαν /синэсейан/), ни церкви Божии» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 11:14-17). 2) «Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай (в греческом исходном тексте ἔστιν δὲ συνήθεια /эстин де синесейа/) , чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» (От Иоанна, 18:38-39).

См. наука, первый, совесть.