ПРОМЫСЕЛ / ПРОМЫСЛ

« Назад

ПРОМЫСЕЛ / ПРОМЫСЛ  04.05.2020 15:43

ПРОМЫСЕЛ / ПРОМЫСЛ – состоит из двух частей: приставочная про- и основная мысл(ь). С одной стороны, в церковном обиходе издревле употребляется наречие ПРОМЫСЛИТЕЛЬНО «судьбоносно», а с другой, в миру – ПРОМЫСЛОВИКИ занимаются своими ПРОМЫСЛАМИ, из которых складываются разные отрасли легкой и тяжелой ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Являются ли эти слова исторически однокоренными, или они произошли от разных основных корней, но со временем обрели сходное звучание и написание? Все мы чем-либо промышляем и зависим от высшего Промысла, так что будем разбираться в соотношении ПРОМЫШЛЕНИЯ и ПРОМЫШЛЕННОСТИ, исходя из древних текстов. Первая приставочная часть обоих слов ПРО- происходит от древнего корня *prae- «сквозь», «через», к которому восходят слова право и прямо – «сквозное движение по оси времени и пространства». Этот же древний корень, сохраняющий образ прямолинейного движения сквозь время и пространство, воссоздается этимологами и в ином виде: *per- «передний, первый». Согласно Библии, с самых первых шагов человечества началась борьба за первенство между двумя первыми родами ПРОМЫШЛЕННОСТИ: земледелием первенца Каина и скотоводством его младшего брата Авеля: «Ада́мъ же позна́ Е́ву жену́ свою́, и заче́нши роди́ Ка́ина и рече́: стяжа́хъ человѣ́ка Бо́гомъ. И приложи́ роди́ти бра́та его́, А́веля. И бы́сть А́вель па́стырь ове́цъ, Ка́инъ же бѣ́ дѣ́лаяй зе́млю. И бы́сть по дне́хъ, принесе́ Ка́инъ от плодо́въ земли́ же́ртву Бо́гу: и А́вель принесе́ и то́й от перворо́дныхъ (πρωτοτόκων /прототокон/) ове́цъ свои́хъ и от ту́ковъ и́хъ. И призрѣ́ Бо́гъ на А́веля и на да́ры его́: на Ка́ина же и на же́ртвы его́ не вня́тъ (οὐ προσέσχεν/просесхин/. И опеча́лися Ка́инъ зѣло́, и испаде́ лице́ (προσώπῳ /просопо/) его́. И рече́ Госпо́дь Бо́гъ Ка́ину: вску́ю приско́рбенъ бы́лъ еси́? и вску́ю испаде́ лице́ (προσωπόν /просопон/) твое́? Еда́ а́ще пра́во прине́слъ (προσενέγκῃς /просиненкес/) еси́, пра́во же не раздѣли́лъ еси́, не согрѣши́лъ ли еси́? умо́лкни: къ (προς /прос/) тебѣ́ обраще́нiе его́, и ты́ тѣ́мъ облада́еши» (Бытие, 4:1-7). Авель принес Богу первую жертву от плодов своего ПРОМЫСЛА: πρωτοτόκων /прототокон/. Жертва Каина была иной: не первой и не прямо принесенной: προσενέγκῃς /просиненкес/, то есть кривой, лукавой – левой. Такие жертвы еще называют подкупом и взятками. Жертва Богу была ПЕРВЫМ делом в ПРОМЫСЛЕ Авеля, а у Каина – второстепенным. Бог задает Каину вопрос: с каким лицом неправый ПРОМЫШЛЕННИК обращается к Нему? Слово ПРОСОПОН «лицо» является одним из ключевых во всем тексте Священного писания. Оно состоит из двух частей: πρός /прос/ «прямо к» +‎ ὤψ /опс/ «глаз»). Первая приставочная часть πρός /прос/ является составной. Она состоит из двух приставок: ПРО- «прямо» и съ- «приближение к, сочетание». Первоначально ПРОСОПОН-лицо мыслилось как первая, передняя и главная часть человека, которая должна быть всегда обращена прямо к Богу. Иначе говоря, первый древний корень слова ПРОМЫСЕЛ: ПРО- содержит в себе образ «прямое обращение человека к Богу-Отцу». Почему? – Потому что иначе человек потеряет лицо, то есть богоподобие и прямую духовную связь с Богом в душе: «И созда́ Бо́гъ человѣ́ка, пе́рсть [взе́мъ] от земли́, и вду́ну въ лице́ (προσωπονего́ дыха́нiе жи́зни: и бы́сть человѣ́къ въ ду́шу жи́ву». Во время прилога лукавого, то есть поползновения ко греху, лицо Каина «испаде́», в Синодальном переводе на русский язык «поникло». Оно обратилось от Неба и Бога к земле, по которой изначально пресмыкается отец всех лживых поползновений человечества, лукавый пожиратель праха хитроумный Змей: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие, 3:14-15). Когда Каин воспринял от земли ЗАМЫСЕЛ и УМЫСЕЛ убить брата, он уже «согрешил»-ἥμαρτες /емартис/. Также, как и в русском слове грех «огрех, ошибка», в ἥμαρτες, производном от глагола ᾰ̔μᾰρτᾰ́νω /амартано/ «промазать мимо цели, совершить ошибку», есть образ кривизны, кривого пути, ведущего мимо цели. Некоторые этимологи (к примеру, Роберт Бе́кес (1937-2017), по-моему, правильно относят греческие слова ἥμαρτες «согрешил» и ᾰ̔μᾰρτᾰ́νω «промазать к древнему корню *hmert- /хмерт/ «пройти мимо цели, потерпеть неудачу». Каин отвратился от Неба и обратил лицо к земле перед тем, как убить Авеля, но он все еще мог возвратиться к Богу, пока его ПОМЫСЕЛ, ЗАМЫСЕЛ и УМЫСЕЛ не воплотились в богопротивный ПРОМЫСЕЛ человекоубийства. Возвращение к Божьему ПРОМЫСЛУ спасения для вечной жизни еще возможно для него: «Пра́во же не раздѣли́лъ еси́, не согрѣши́лъ ли еси́? умо́лкни: къ (προς /прос/) тебѣ́ обраще́нiе его́, и ты́ тѣ́мъ облада́еши (В Синодальном переводе «а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»)» (Бытие, 4:1-7). Таким образом, книга Бытия являет нам пример первобытного разделения человеческих ПРОМЫЛОВ на два рода: Богоугодные, направленные, в первую очередь, на прославление Бога и Богопротивные, направленные на первенство в конкурентной борьбе любой ценой. Разумеется, эти два рода присутствуют не только в сельском хозяйстве, но и в любой другой отрасли ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Рыбак, охотник, воин, кочевник-скотовод, грибник, торговец или земледелец, отправляясь не свой ПРОМЫСЕЛ часто становится первопроходцем, стремится быть впереди, первым достичь цели и проникнуть к своей добыче и прибыли. Уже в впервой части Библии Ветхого Завета, в книге Бытия повествуется о ПРОМЫСЛОВИКАХ, рисковавших жизнью и продвигавшихся вперед в поисках лучших земель и лучшей доли: «Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе [за сыновей ваших]; и живите с нами; земля сия [пространна] пред вами, живите и промышляйте (ἐμπορεύεσθε/емпоревесте/) на ней и приобретайте ее во владение» (Бытие, 34:8-10). «И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали: сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют (ἐμπορευέσθωσαν/емпоревестосан/) на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них» (Бытие, 34: 20-21). «И сказал нам начальствующий над тою землею: вот как узнаю я, честные ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите, и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять (ἐμπορεύεσθε /емпоревсте/) в этой земле» (Бытие, 42:33-34). Глагол ἐμπορεύεσθε /емпоревсте/ «ПРОМЫШЛЯТЬ», состоит из приставочной части ἐμ/ем/ «внутрь» и основы, восходящей, как и ἔμπορος /емпорос/ «торговец, путешественник» к слову πόρος /порос/ «путь». Это слово, как и русские переть, первый, упорный, поприще, и еще многие, восходит к древнему корню *per- «перед, впереди, первое во времени и в пространстве». Как уже сказано в начале статьи, корень *per- родствен корню *prae- «сквозь, прямо к цели», который и породил приставку ПРО- в слове ПРОМЫСЕЛ. Любая отрасль ПРОМЫШЛЕННОСТИ требует от ПРОМЫСЛОВИКОВ упорства, готовности идти мужественно и целеустремленно до конца избранного поприща. Каин, надо полагать, был на своем поприще не менее упорным и трудолюбивым ПРОМЫШЛЕННИКОМ, чем Авель на своем. Истинный успех любого человеческого ПРОМЫСЛА зависит не от упорства на избранном поприще, от того, к кому придет и чьим станет ПРОМЫШЛЯЮЩИЙ: Божьим, или добычей лукавого змея-искусителя, преследующего нас по пятам. «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли (ἐμπορίου /емпориу/ - того же корня, что и ПРОМЫШЛЯТЬ /ἐμπορεύεσθε /емпоревсте/)» (От Иоанна, 2:13-16). ПРОМЫСЛ Божий, согласно Священному писанию, направляет, благословляет и спасает от бед богоугодный (Авелев) ПРОМЫСЕЛ человека: «Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны, призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля; ибо стремление к приобретениям выдумало оный, а художник искусно устроил, но промысл (προνοια /пронойа/, в славянском и русском тексте всегда пишется без /е/, в отличие от «промысел») Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства. Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости; поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву и спасаются, проходя по волнам на ладье. Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. Благословенно дерево, чрез которое бывает правда (тот же корень *per-, что и в приставке ПРО-, и в словах правый, прямой)!» (Книга премудрости Соломона, 14:1-7). В отличие от человеческой ПРОМЫШЛЕННОСТИ- ἐμπορίου /емпориу/, ПРОМЫСЛ Божий связан в Священном писании не только с прямым проникновением сквозь время пространство (ПРО-), но и с тем, что греки назвали словом νοῦς /нус/ «мысль, разум, ум». Античные и современные философы определяю Нус-Ум одинаково: «обобщение всех смысловых, ра́зумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке»; «начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания – в отличие от рассудочного знания (дианойя)». ПРОМЫСЛ-пронойа противостоит не только дианойе-рассудку человека, но и околоумию-паранойе Каина, который боялся, что его будут преследовать за грех братоубийства. Потеряв лицо перед Богом и людьми, человек может вернуться на свой истинный путь, то есть на путь ПРОМЫСЛА Божьего-пронойи только при помощи покаяния перед Богом: метанойи. Метанойа-исповедь, возвращающая нас к ПРОМЫСЛУ от паранойи-околоумия, - это двусоставное слово. Первая часть мета- означает «пере-, переход», а вторая –нойа, происходит от νοῦς /нус/ «мысль, разум, ум». Соответственно, пара- в паранойе означает «около»: состояние ума, в котором мысль постоянно крутится около прямой оси правды, но не прививается к ней. Получается буквально, что исповедь-метанойа представляет собой «переход ума от человеческих парноидальных замыслов, умыслов, помыслов и промыслов к ПРОМЫСЛУ Божию». Все другие пути и попытки, увлекаясь своими ПРОМЫСЛАМИ, замыслами и помыслами, избавиться от ПАРАНОЙИ, согласно Библии и многовековому жизненному опыту человечества, в конечном итоге тщетны: ««Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение. Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла (προνοίας /пронойас/, в латинском тексте providentiae /провиденции/, в славянском провѣ́дѣнiя). Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками, ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасало их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами. И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи. Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого — призрака, представляли себе видимое еще худшим. Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию, ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи, сами страдали позорною боязливостью. И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать, ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы» (Премудрости Соломоновой книга, 17:1-10). Можно ли назвать тех подобных Каину параноиков, которые избегают покаяния, таинства исповеди и бегут от ПРОМЫСЛА Божьего, безумцами? – Нет, потому что эти люди бывают очень умными, хитроумными и предприимчивыми и успешными ПРОМЫШЛЕННИКАМИ на грешной замле. Безумствуют они только тогда, когда на них закономерно находят приступы непреодолимого страха: «Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх. Итак, где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков. Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе, ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы. Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстро текущей воды, или сильный треск низвергающихся камней, или незримое бегание скачущих животных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из горных углублений эхо, все это, ужасая их, повергало в расслабление. Ибо весь мир был освещаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами; а над ними одними была распростерта тяжелая ночь, образ тьмы, умевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы» (Там же, Премудрость, 17:11-20). В Евангелии ПРОМЫСЛ Божий о каждом человеке уже является воплощенным и действующим во всех, кто хочет избавиться от параноидальных страхов и спасти свою душу покаянием, исповедью и причастием к Нему. В новую эру после Рождества Христова главным для каждого ПРОМЫШЛЯЮЩЕГО и заботящегося о земных благах человека – не уподобиться Каину и не начать печься о смертной плоти более, чем об угождении Богу: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения (в оригинале προνοιαν /пронойан/ ПРОМЫСЛА) о плоти не превращайте в похоти» (Римлянам, послание апостола Павла, 13:12-14). Спасительная жертва Христа привела к тому, что ПРОМЫСЕЛ Авеля, угодный Богу, возродился в христианах и стал вновь действовать во всем мире в соотвтетствии с ПРОМЫСЛОМ Божтим о каждом из нас. Именно этому привитию к прямой оси мироздания – к Любви и Млосердию Божию, учат апостолы. Оказывается, истинная и единственно правая цель любой ПРОМЫШЛЕННОСТИ – это преумножения добра и благоденствия для всех людей: «Благословля́йте гоня́щыя вы́: благослови́те, а не клени́те. Ра́доватися съ ра́дующимися, и пла́кати съ пла́чущими. То́жде дру́гъ ко дру́гу му́дрствующе: не высо́кая му́дрствующе, но смире́нными веду́щеся: не быва́йте му́дри о себѣ́: ни еди́ному же зла́ за зло́ воздаю́ще, промышля́юще (προνοούμενοι /проноуменэ/) до́брая предъ всѣ́ми человѣ́ки» (Римлянам, апостола Павла послание, 12:14-17).

См. ментальность, мысль, память.