ПРОСТОЙ

« Назад

ПРОСТОЙ  31.01.2017 21:34

ПРОСТОЙ – от древнего приставочного корня*pro-/pra- и основного *sъtъ. Приставочный корень тот же, что и в предлоге про , а второй – тот же, что и в стоять, стать. Корень про-/пра- восходит к древнему славянскому мифологическому представлению  «проникающее движение сквозь пространство и/или время»:  через прошлое, настоящее и будущее во времени, или через навь и явь в правь в пространстве духовного мира. «И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (От Луки, 4:29-30). Простой путь проходит не по кривой «вокруг да около», но прямо к цели. В истинной простоте нет лукавства, внутреннего преломления света или разделения. Она цельна и свободна от темных разрушительных сил. Человек, утративший простоту, старается не смотреть другим людям прямо в глаза: «Свѣти́лник тѣ́лу éсть óко. А́ще ýбо бýдет óко твоé прóсто, всé тѣ́ло твоé свѣ́тло бýдетъ: áще ли óко твоé лукáво бýдет, всé тѣ́ло твоé тéмно бýдет. А́ще ýбо свѣ́т, и́же въ тебѣ́, тмá éсть, тó тмá кольми́?» (От  Матфея, 6:22-23). Старшее значение слова простой, сохранившееся и в церковнославянском, и в современном польском языке, - «прямо стоящий», «истинный», «цельный». В славянорусском языке и мировосприятии слова простой, прямой, правдивый до сих пор воспринимаются как  близкие по смыслу: простой человек говорит правду прямо, и прямой человек говорит просто и правдиво. Различают святую простоту и простоту, которая хуже воровства.  М.Фасмер указывает на соответствие слов простой и правый греческому слову orthos «правильный» и русскому слову прямой.  Противоположный простому сложный человек. Народная мудрость, собранная В.Далем: «Простота да чистота — половина спасенья. Простота, чистота, правота — наилучшая лепота. Простота человека к богу приводит. В простых сердцах бог почивает. Где просто, там ангелов со сто. Живи просто, выживешь лет со сто». Простота – это первоначальное, безгрешное состояние цельного человека: подобно Богу тройственное стояние в истине. Бог Троица прост, единосущен и неразделен: «Троица есмь проста, нераздельна, раздельна личне, и единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух» (Великий канон св. Андрея Критского, День первый, песня 6, Троичен).  Образованный подобно Творцу простой человек не должен страдать от внутренней разделенности и противоречивых устремлений духа, души и плоти. Для современного сложного человека единственным путем примирения с собой и достижения святой  простоты является прощение: «Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша: Владыко, прости беззакония наша: Святый, посети и исцели немощи наша, имене твоего ради». Богослужебный возглас «Премудрость! Прости!» призывает тех, кто сидит, встать прямо, ибо проносимое сквозь Царские Врата Евангелие являет собой Христа, грядущего в мир. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, правыми (прямыми) сотворите стези Ему» (От Матфея, 3:3).

См. правый, простить, прямой.