РАБ

« Назад

РАБ  22.04.2017 20:07

РАБ – по предположениям этимологов, происходит от древнего корня *orbh- «сирота, дитя». Однокоренными являются работа, ребенок (ранее «робя»), робот, робкий (старшее значение «немощный, нуждающийся в опеке и помощи»); английское orphan («сирота»). Однокоренные слова со значениями, близкими к «работа», «неволя», есть в немецком, греческом, санскрите, и еще многих древних и современных языках. В славянских евангельских текстах рабы часто именуются отроками – отлученными от рока (речи), то есть не имеющими права голоса – безгласными и не своевольными людьми. Главной причиной рабства-отрочества является младенческое состояние немощного человека: «И при­­ношáху къ немý дѣ́ти, да кóснет­ся и́х: ученицы́ же прещáху при­­нося́щым. Ви́дѣв же Иисýс негодовá и речé и́м: остáвите дѣтéй при­­ходи́ти ко мнѣ́ и не брани́те и́м, тацѣ́х бо éсть цáр­ст­вiе Бóжiе: ами́нь глагóлю вáм: и́же áще не прiи́мет цáр­ст­вiя Бóжiя я́ко отрочá (в современном переводе «как дитя»), не и́мать вни́ти в нé (не может войти в него). И объе́мь и́х, воз­лóжь рýцѣ на ни́х, благословля́ше и́х» (От Марка, 10:13-16). Главное свойство раба – верность и преданность Господину. Греческое слово, называющее раба, -δοῦλος («дулос» от крито-микенского do-e-ro – тот же корень, что и в доить), восходит к тому же древнему корню *dhei- «кормить  молоком», что и славянорусское дитя, детина, дева.  Вместо своеволия раб призван отвергаться себя и самоотверженно исполнять волю своего Господа. Образцом внутренней победы над унаследованным от Адама и Евы первородным грехом в Ветхом Завете стал Спас Эммануил, питающийся молоком и медом отрок, по-детски послушный Богу в различении добра и зла: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Пророчество Исайи, 7: 14-16). Евангельские отношения между господином и его верным рабом подобны отношениям отца и сына: «Ктó же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (От Матфея, 24:46-50). Возрастая в послушании Слову Божию и в исполнении Воли Господа, человек взрослеет и становится уже не ребенком – рабом, а возлюбленным другом Сына Божия Иисуса Христа: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (От Иоанна, 15:12-15).

См. вера, добро, друг.