РАССУДОК

« Назад

РАССУДОК  14.05.2017 22:38

РАССУДОК – сочетание древнего приставочного корня *ord(h)/rej – «разделять пополам, разрушать» и слова судъ, состоящего из двух древних корней: приставочного *som- (современная приставка су-) «свивать», «связывать вместе» и основного *dh-o  «постановить», «поместить», «ставить». От корня *som-  произошли славянорусские приставки с-, со-, су-, сън- ( как в снять), сон- (как в сонм); латинские приставки con-/com («кон/ком» , как в конференция, коммуна) «собрать вместе»; санскритское सध° («садха») «вместе с». К *dh-o   восходят таие слова, как славянорусские деть, делать, деятель, де (как в дескать); английские do («ду») «делать», fact («факт») «постановление»; латинское facere «устанавливать, делать»; древнегреческое δόξα («докса») «мнение, представление», позже «слава»; санскритское धा («дха», первое лицо ед.числа «дадхати») «давать, класть, ставить». Так же как слово судъ, восходящее к представлению «совмещение установленных фактов», «восстановление картины произошедшего», от корней  *som- и *dh-o в санскрите образовалось слово संधा («самдха») «договор, соглашение», «совместное постановление». В целом, сочетание корнесловных образов разделения надвое, свития воедино, и совместного постановления порождает единое представление о рассудке как о способности человека сначала отделять добро от зла и истину от лжи, а затем свивать найденные добрые и истинные решения в единое представление – столп истины. В Священном Писании человеческий рассудок тесно связывается с разумом, также как рассуждения с разумением. Целью рассуждения и разумения является правосудие (корнесловно «прямая связь с установленной истиной»): «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь, и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия» (Притчи Соломона, 8:12-20). Неразумные люди безрассудны в своем поведении: «Я сказал бы: рассею их и изглажу из среды людей память о них; но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделал все сие. Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Второзаконие, 32:27-29). Разум предшествует рассудку и определяет качество рассуждений: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (Апостола Павла послание Коринфянам 1, 6:1-8). В Евангелии Христос учит руководствоваться в человеческих отношениях более не рассудком, а милосердием и любовью: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли, ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». (От Луки, 7:36-47).

См. мудрость, суд, ум.