РОК

« Назад

РОК  26.04.2017 00:11

РОК – от древнего корня *rok/rek- «определять», «устраивать». Первоначальный смысл: «определение дальнейшей судьбы высказанным словом», «приговор, определяющий судьбу». Однокоренные слова речь, реку, зарок, нарочно, оброк, отрок, порок, пророк, урок; польское rzecz «вещь»; сербохорватское риjеч «слово»;древнегреческое ῥῆμα (рема) «речь, сообщение»; санскритское रचयितर् (рачайтар) «автор, создатель», ऋषि (риши) «певец священных гимнов, мудрец». Произнесение рокового слова – это не просто речь, а овеществление произнесенного благословения или проклятия, определение дальнейшей судьбы обрекаемого говорящим человека. За свои роковые слова каждому обрекающему предстоит нести ответственность на Страшном Суде. В Евангелии Господь предупреждает о том, что злой рок (наречение бранным хульным словом) сопоставим с убийством и подлежит самому суровому наказанию: «А́зъ же глагóлю вáм, я́ко вся́к гнѣ́ваяйся на брáта сво­егó всýе пови́нен éсть судý: и́же бо áще речéт брáту сво­емý: ракá («пустой человек»), пови́нен éсть сóнмищу (верховному суду): а и́же речéт: урóде, пови́нен éсть геéн­нѣ óгнен­нѣй (сожжению)» (От Матфея, 5:22). Вещью может стать только тот предмет, который наречен, то есть определен называющим его словом. Разные вещи не должны нарекаться одним и тем же словом, чтобы сохранить свои особые предопределенные свойства. Равно как и наречение одной и той же вещи несколькими разными словами может изменить ее свойства и область ее определения. В Священном писании слово рок встречается только с приставками: зарок, нарочный, оброк, отрок, порок, пророк, урок. Слово зарок встречается в тексте Ветхого Завета в Синодальном переводе Библии, тогда как в Славянском древнем тексте употребляется слово определение. Это объясняется тем, что славянский текст представляет собой точный перевод древнегреческого, где употреблено слово ὁρισμὸς (орисмос), традиционно переводимое в словарях как «определение». Между тем, древний этимологический корень слова ὁρισμὸς – тот же, что и в ῥῆμα (рема) - *rok/rek. Неслучайно в русском обиходе часто звучит предупреждение: «Не зарекайся!» Зарок, налагаемый на себя – это определение человеком своей дальнейшей судьбы: «Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок (определение - ὁρισμὸς) в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится; если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее. Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоятся, потому что запретил ей муж ее,] и Господь простит ей. Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится. Если жена в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою, и муж ее слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится; если же муж ее, услышав, отвергнул их, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее уничтожил их, и Господь простит ей. Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть; если же муж ее молчал о том день за день, то он тем утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том; а если [муж] отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее. Вот уставы, которые Господь заповедал Моисею об отношении между мужем и женою его, между отцом и дочерью его в юности ее, в доме отца ее» (Книга Чисел, 30: 5-17). После осуждающего злого рока любая вещь и, прежде всех, человек или собрание людей, становится опороченным, или даже поврежденным и нуждающимся в очищении и исправлении – порочным.Единственный верный способ очищения и исправления порока – это основанное на любви благословение:«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Апостола Павла послание к Ефсеянам, 5: 25-27).

См. отрок, пророк, суд.